ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ ТРОСТЬЮ (ФРАНЦУЗСКИЙ МЕТОД)


«Хорошего фехтовальщика
может остановить только пуля»
Шарль Лекур

Короткая палка или трость являются весьма популярным видом оружия в современных боевых искусствах. Это объясняется прежде всего тем, что работа с длинным оружием развивает координацию и точность движений, «выстраивает» тело, позволяет в дальнейшем легко переходить к технике боя на других (подручных) предметах и к технике безоружного поединка. Кроме того, умение фехтовать палкой является составной частью подготовки «универсального» бойца, способного вести бой на любой дистанции.

Наиболее популярной техникой для достижения перечисленных выше целей является, на сегодняшний день, филиппинская техника боя на палках, однако, наряду с ней, существует и французская система фехтования тростью. Она менее эффективна, так как существует, на данный момент, как спортиво-боевая дисциплина, но более доступна для самостоятельного изучения.
В спортивном варианте два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки, щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и весом 125 — 140 грамм, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок длится 2 мин. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов в любую часть тела. Трость держится прямым хватом, вторая рука заложена за спину. Так как бой проходит на круглой площадке, он очень маневренный и зрелищный.
Ниже мы приводим текст «самиздатовского» перевода французского пособия по фехтованию тростью, который «ходил» по рукам в 70-е и 80-е годы (мы приводим его практически без редактирования). Несмотря на все недостатки данного руководства (и его перевода), человек, владеющий техникой спортивного фехтования на саблях или шпагах, вполне может дополнить свой боевой арсенал еще и техникой трости.

 

Трость как оружие

С древних времен человек использовал палку для ходьбы и самозащиты. Она являлась также символом власти, а позднее и атрибутом элегантности.
Как оружие боя палка используется весьма давно. У египтян, а позднее у греков и римлян она входила в форму тренинга военного искусства.
Сегодня трость больше не является отличительным символом власти. Тем не менее, полиция всего мира применяет дубинки как удобные и эффективные средства принуждения.
В 1635 г. мэтр Кудре определил фехтование как искусство пользоваться оружием кисти для атаки и защиты. Трость — это тоже оружие кисти. Практика с ней подобна основным правилам фехтования. Здесь мы приведем базовые техники трости, позволяя каждому обогатить данный метод своими познаниями в фехтовании.

Позиции

Сосредоточенная позиция: стойте прямо; пятки вместе, носки разведены, левая рука естественно опущена вдоль тела. Правая рука выпрямлена и слегка отведена от бока тела; кисть держит трость обычным хватом, а кончик трости располагается у середины внешнего края правой стопы.
Эта позиция является начальным положением входного приветствия (салюта) и конечным положением завершающего салюта, а также положением внимания, когда ученики слушают объяснения преподавателя.
Боевая позиция. Боевая позиция — это положение благоприятствующее атаке и защите. Рука, которая более ловка и сильна, размещается спереди, чтобы держать трость и маневрировать ею. Правши располагаются в правой стойке, левши — в левой. Эти две стойки симметричны.
Правая стойка наиболее распространена; впереди при этом находятся правая рука и правая нога.
Стопы разведены на один шаг, так как стойка является компромиссом между устойчивостью (боковой и продольной) и подвижностью. Правая стопа выдвинута вперед, левая стопа находится сзади и развернута примерно на 45 градусов влево. Вес тела распределен на обе ноги, но больше на задней. Корпус развернут на 3/4 влево; на прямой, голова также располагается прямо. Взгляд фиксирует глаза противника. Левая рука помещается за спину, кисть на поясе. Необходимо, чтобы в стойке слева не торчал локоть, а справа — кисть, так как и в том и в другом случае вы рискуете задеть их при вертикальных мулине. Таким образом, с точки зрения безопасности, эта рука укрывается и прячется. Для атаки и защиты служит правая рука. Ее положению в основных движениях следует уделять большое внимание. Рука полусогнута, локоть расположен на переднем продолжении бока тела, кисть на уровне и в переднем продолжении правого плеча, ладонь повернута вниз. Трость должна держаться таким образом, чтобы ее «пятка» смотрела наружу, а «кончик» внутрь (т.е. влево от правой руки) на уровне и переднем продолжении левого плеча. Когда оба противника в правой стойке, каждый из них должен видеть кончик своей трости на уровне правого плеча противника.

Держание трости

Это первое упражнение, в котором ученик должен практиковаться постоянно.
Ладонь обращена к земле, кончики четырех пальцев размещаются на одной стороне рукояти трости, а большой палец с другой. Держать оружие надо кончиками пальцев прочно, но гибко, уверенно но не стискивать. Захват всей кистью лишен изящества и относительной самостоятельности действия, которые нужны для гармоничного движения.

Трость — это «маленькая птичка, которую держат в кисти. Если сдавите сильно — задушите, если не прижмете достаточно — улетит». Этот афоризм старого мастера великолепно определяет трудное искусство «держания трости».
Наше оружие должно иметь контролируемую свободу. Рука и кисть дают трости импульс и она действует уже подчиняясь своей инерции. При мулине кисть закрывается и приоткрывается для направления трости по траектории или приноравливаются к ее движению. Не сдерживайте трость, балансируйте ею. Размещение пальцев на оружии называется «захватом трости». Трость захватывается в 15 см от ее толстого конца, оставляя «рукоятку» выше кисти для балансирования мулине. Этот захват варьируется в зависимости от особенностей трости, быстроты движения, а также от его типа и фазы.

Церемониал

Работу тростью всегда начинают с салюта: «Салют зрителям» и «Салют партнеру». Его выполняют перед и после каждого занятия, перед и после каждой схватки. «Входной салют» проводится из сосредоточенной позиции. Он состоит в вытягивании руки и трости горизонтально вперед, затем, переходя через выпад в стойку, выполняется ломаное навесное мулине. «Завершающий салют» — это обратное движение, состоящее из ломаного восходящего мулине, заканчивающегося горизонтально спереди и перехода в сосредоточенную позицию.

Передвижения

Передвигаются в продольном и боковом направлениях, причем сначала движется стопа противоположная направлению перемещения.
Движение вперед. Повернитесь на правой стопе, чтобы переместить вперед левую стопу на длину стойки; затем повернитесь на левой стопе, вновь помещая впереди правую стопу и возобновляя стойку, продвинувшись на два шага вперед. Во время этого движения кончик трости должен постоянно смотреть на противника.
Промежуточная позиция этого передвижения — впереди левая нога, а вооруженная рука позади — называется «обратная стойка», используется при ударах концом трости.
Обратная стойка на месте. Речь идет о размещении в указанной позиции путем скользящего прыжка из боковой стойки.
Движение назад. Движение аналогично движению вперед, но выполняется в другую сторону.
Выпад. Это удлинение стойки. Он представляет собой выдвижение вперед правой стопы, увеличивая расстояние между стопами.
Вольтижировка. Это совокупность передвижений в сочетании с уходами, позволяющие фехтовать тростью в перемещении.

Линии

Пространство разделено несколькими линиями.
Горизонтальные линии:
Нижняя линия — часть пространства между землей и горизонталью бедер.
Средняя линия — часть пространства между бедрами и горизонталью плеч.
Верхняя линия — часть пространства выше плеч.
Вертикальные линии:
Линия кварты — пространство, расположенное справа от вертикальной оси того, кто наносит удар.
Линия терции — пространство, расположенное слева от этой оси.

Трость

Трость — это короткая и прямая палка. Она не имеет изогнутости, тип дерева из которого сделана трость и ее длина варьируются.
Тренировочная трость. Подобна прогулочной или защитной трости. Она сделана из очень прочного дерева, вроде терновника или кизила. Такая трость очень тяжелая, что представляет двойную выгоду. Во-первых, при тренинге, так как она принуждает к полному выполнению движений и позволяет развить гибкость. Во-вторых — при защите, где благодаря мулине, она со своей большой инерцией бросается со всего размаха в направлении противника. Диаметр этой трости от 2 до 3 см.
Боевая трость. Она делается из легкого дерева (главным образом из каштана), ибо должна обеспечить быстроту (для красоты и интереса боя) и совершенно исключить возможность травм. Там где тренировочная трость сломает конечность, тонкая боевая трость причинит боль и только. Диаметр ее около 1,5 см.
Длина трости зависит от роста того, кто ею пользуется. Так если поместить ее кончик на землю, то пятка должна достигать уровня бедра. Стандартная трость имеет длину 95 — 100 см. Она имеет два края, называемых «концами». Маленький — «кончик» и толстый — «пятка». Часть трости между «захватом кисти» и «пяткой» называется «рукоятью». Часть, расположенная между кистью и кончиком, называется «тростью».

Мулине

Трость представляет собой тупое оружие, предназначенное для выведения противника из строя. Она призывает придерживаться лишь тех движений, которые позволяют собрать достаточно сил, чтобы остановить или убить нападающего.
Базовые техники позволяют наносить удары тростью с максимальной быстротой.
Мулине — это основополагающие движения трости, самые первичные и, к тому же, самые зрелищные. Польза от них двойная, поскольку они хорошо помогают как в защите, так и в атаке. Они представляют описываемые тростью около тела окружности. Созданная таким образом сеть является превосходной защитой, непроходимой под страхом болезненных повреждений. Такая форма, состоящая из надлежащим образом соединенных и упорядоченных вертикальных и горизонтальных мулине, когда-то имела красивое название — «розовое покрывало». Данное выражение верно передает идею этого мобильного щита, этого панциря, который боец ткет для своего прикрытия. К этому можно добавить, что мулине постоянно смущает противника, сбивая его с толку и беспокоя; они постоянно нарушают его планы и вызывают разобщенность действий.
Мулине для атаки является в высшей степени основополагающей техникой. Это самое эффективное движение, позволяющее нанести удар с максимальной быстротой. Оно, однако, должно соответствовать жесту руки, а не движению запястьем, так как здесь необходима максимальная амплитуда. Такое грубое оружие как трость, не являясь ни режущим, ни колющим, должно быть маневренным при размахе. Если амплитуда не достаточно велика и мулине вращается запястьем — это называется «недотягивание». Это означает, что движение не достаточно оттянуто назад, чтобы сделать разбег трости достаточно эффективным.

А. Вертикальные мулине

Речь идет о мулине, развивающихся в вертикальной плоскости того или другого бока тела.
Мулине в кварте.
Они проводятся у правого бока тела, следовательно в линии кварты. Здесь мы объясним мулине одиночное, навесное или «через верх», т.е. выполняемое так, что оно обрушивается на противника, через поворот, сверху вниз.
Начинают из правой стойки:
1 темп — поверните правую кисть ладонью вверх (предплечье в супинации), приводя кончик трости напротив правого плеча. Рука, предплечье и трость определяют при этом плоскость в которой и должно описываться мулине.
2 темп — «оттягивание». Сгибая предплечье к руке, уроните трость во впадину большого и указательного пальцев. Кисть идет назад, приближаясь к плечу, чтобы усилить движение трости через низ назад в плоскости мулине.
3 темп — «бросание». Вновь бросьте кисть вперед, чтобы вытянуть руку горизонтально с вращением предплечья в пронацию (большой палец к земле). Это движение бросает трость сзади — через верх — вперед и все время в той же плоскости.
4 темп — сгибая руку возвратитесь в стойку.
Мулине является движением руки. Запястье должно быть гибким, но только чтобы уравновесить трость не затрагивая ее движения в вертикальной плоскости. Так, в момент, когда кисть достигает плеча, запястье должно быть достаточно гибким, чтобы не исказить движения трости. Мулине создает не запястье, а сгибание и разгибание руки, она ведет и приводит кисть к плечу, чтобы оттянуть трость назад, а затем бросить ее вперед. Таким же образом и без перерыва это вертикальное мулине выполняется в «серии». Движение здесь то же, но последний темп заключается не в возвращении в стойку, а в новом перемещении из 3-го темпа, сгибая предплечье к руке и приводя ее в супинацию. Мулине кварты в серии состоит, таким образом, из ведения и приведения кисти к плечу, чтобы оттянуть трость, и бросании ее в правильной манере, так, чтобы она всегда описывала одинаковую и большую окружность в плоскости мулине.
Когда вы захотите прекратить серию, остановите трость, блокируя рукоятку предплечьем в пронации в момент его вытягивания вверх.
Сходным образом — одиночно или в серии — выполняют и мулине «восходящее» (или снизу), т.е. такое, которое приходит к противнику снизу-вверх.
Выполняется оно также как навесное мулине, только направление движения здесь противоположное. В 3-м темпе надо привести кисть к плечу, оттягивая кончик трости спереди-через верх-назад.
Таким образом, мулине в кварте состоит из оттягивания трости назад, либо через верх, либо через низ, и бросания ее вперед, чтобы ударить сверху или снизу, один раз или в серии. Движение руки и трости вперед-назад зачастую сопровождается синхронным колебанием тела, что увеличивает протяженность окружности, а, следовательно, и значимость оружия. Внимание! Движение ведения и приведения кисти, которое оттягивает и бросает трость, должно осуществляться на уровне правого плеча.
Мулине в терции.
Оно проводится у левого бока, т.е. в линии терции. Здесь мы объясняем мулине одиночное навесное.
Начинают из правой боевой позиции:
1 темп — «оттягивание». Уроните руку и оттяните как можно дальше назад, проводя ее возле тела. Кисть проходит у промежности и возле левого бедра. Движение проводится рукой очень близко к телу, а кисть приводится к уровню левого плеча.
2 темп — «бросание». Бросьте кисть вперед, чтобы вследствие ее кругового движения выбросить вперед трость. Когда рука вытянута горизонтально, предплечье в супинации (ладонь вверх).
3 темп. Сгибаясь, рука приходит в позицию стойки. Предплечье в пронации (ладонь к полу).
Напомним, что мулине — это движение руки, которая оттягивает трость назад, а затем бросает ее вперед. Через комплексное действие вращений, сгибаний и неуловимых распрямлений руки и благодаря суставу локтя, соблюдается строгая форма движения. Оружие описывает обширное круговое движение в плоскости вертикальных мулине. Путем синхронизированного качания, корпус сопровождает движение руки и трости назад-вперед, что увеличивает амплитуду движений.
Это навесное мулине состоит в оттягивании трости спереди-через низ-назад так, чтобы бросить ее вверх-вперед и провести перед противником, меняя направление хода. Его можно выполнить и в перевернутой манере, т.е. оттягивая трость назад-через верх и бросая ее вперед-через низ так, чтобы она проходила перед противником по восходящей траектории.
Мулине в терции можно выполнять в серии. Для этого достаточно после второго темпа снова перейти в движение, оттягивая назад и через из руку (с поворотом внутрь, чтобы привести ее в пронацию), вместо выхода в боевую позицию. Серия мулине в терции останавливается благодаря блокированию рукоятки предплечьем.
Ломаные мулине.
Речь идет о поочередных мулине кварты и терции. В конце мулине кварты рука вытянута вперед в пронации, это идеальное положение для оттягивания мулине терции. Таким образом, в конце этого мулине терции рука вытянута вперед в супинации. Это идеальное положение для оттягивания мулине кварты. Таким образом, ломаные мулине более естественны, чем мулине в серии в той или иной линии так как здесь нет необходимости всякий раз приспосабливаться, чтобы связать движения, тогда как серии в кварте или в терции требуют при связке резкого приведения руки в супинацию или пронацию.
В ломаных мулине плоскости мулине вертикальны, но не параллельны, они склоняются к сагиттальной оси обоих противников.
Ломаные мулине могут быть выполнены в навесе или восходящими, одиночно или в серии.
Все мулине сочетаются с передвижениями.

Б. Горизонтальные мулине

Речь идет о мулине, развивающихся в горизонтальной плоскости над головой.
Мулине в кварте.
Оно развивается вперед через правую сторону, т.е. в линии кварты. Здесь мы объясняем одиночное мулине.
Начинают из правой боевой стойки:
1 темп — «оттягивание». Правое плечо оттягивается назад. Корпус, который был повернут на 3/4 влево, приходит обращаясь вправо, в профиль. Это движение торса, стопы не перемещаются. Движение плеча оттягивает руку и трость назад. Локоть поднимается выше головы, тогда как рука сгибается и кисть проходит к левой стороне головы. Трость остается направленной к противнику. Рука продолжает сгибаться и локоть опускается назад. Когда предплечье полностью согнуто, кисть находится на правом плече, рука наклонена назад, локоть внизу, плечи в профиль, а трость параллельна линии плеч на левой стороне шеи и в направлении к противнику.
В этом положении трость полностью оттянута назад и упруго напряжена. Горизонтальная плоскость, в которой располагается трость, является плоскостью мулине.
2 темп — «бросание». Корпус поворачивается, возвращаясь в свое первоначальное положение, тогда как рука распрямляется. Это движение бросает трость в круговое движение через правую сторону, которое развивается в горизонтальной плоскости. Противник настигается тогда, когда рука вытянута, а ладонь обращена влево.
3 темп. Когда рука будет вытянута горизонтально вперед, надо, сгибая ее, вернуться в боевую стойку.
Таким же образом выполняется горизонтальное мулине в кварте в серии. Для этого, вместо возвращения в боевую стойку, достаточно вновь провести первый темп. Корпус сопровождает оттягивание-бросание синхронизированным колебательным движением вперед-назад, что увеличивает амплитуду движения.
Мулине в терции.
Оно развивается вперед через левую сторону, т.е. в линии терции. Здесь мы объясняем одиночное мулине.
Начинают из правой боевой стойки:
1 темп — «оттягивание». Предплечье приводится в супинацию, кончик трости остается неподвижным. Локоть отводится как можно дальше влево. Кисть оттягивается назад к левой стороне головы. Благодаря действию сустава запястья трость (которая остается направленной к противнику) проходит на правую сторону головы. Кисть опускается на основание шеи. Трость опускается параллельно к уровню плеч и направлена к противнику. В этом положении трость оттянута назад и упруго напряжена. Горизонтальная плоскость в которой располагается трость — это плоскость мулине. Выполнение этого движения требует очень свободного плечевого пояса.
2 темп — «бросание». Рука вытягивается в круговом движении вперед, что вовлекает трость в круговое движение вперед через левую сторону. Когда рука достигает противника, она выпрямлена, а ладонь повернута вправо.
3 темп. Вытянутую горизонтально вперед руку надо быстро вернуть в положение боевой стойки.
Горизонтальное мулине в терции может выполняться в серии. Здесь достаточно вместо возвращения в боевую позицию вновь перейти к 1 темпу. Корпус сопровождает оттягивание-бросание синхронным колебанием вперед-назад, увеличивая амплитуду движения.
Ломаные мулине.
Речь идет о поочередных мулине кварты и терции. Когда завершается одно мулине, надо выполнить оттягивание 1-го темпа последующего. Чтобы перейти ко второму движению, как только будет выполнено первое, рука должна быть согнута. Благодаря такому движению постоянного сгибания-разгибания руки, трость описывает в горизонтальной плоскости мулине «восьмерку».
Ломаные мулине могут быть одиночными и в серии.

В. Соединение вертикальных и горизонтальных мулине

Мулине должны выполняться в серии. Это округлые и непрерывные движения. Соединения осуществляются постоянно, одно движение является естественным продолжением предыдущего и естественной подготовкой для следующего. Трость должна как бы летать.
Рука и кисть гибкие и ненапряженные, они сгибаются в соответствии с требованиями траектории трости, которая движется в неизменной плоскости. Чтобы убедиться, что трость не покидает той траектории, выполните мулине параллельно стене. Мулине в кварте может выполняться правой кистью, отведенной от стены во время движения на 1 см и так, чтобы трость не задевала стены.
Мы уже видели, что соединение мулине кварты и терции легки и плавны: ломаные движения и движения в серии — гармоничные движения.
Переходы от горизонтальных мулине к вертикальным и наоборот, также должны быть бесперебойными. Для этого надо начинать связку одного мулине с противоположным мулине от вытягивания этого последнего.
Итак:
От вытягивания вертикального мулине кварты к оттягиванию горизонтального терции.
От вытягивания вертикального мулине терции к оттягиванию горизонтального кварты.
От вытягивания горизонтального мулине кварты к оттягиванию вертикального терции.
Эти три возможности самые легкие. Однако, каждое оттягивание можно считать индивидуальным приемом соединения, который возобновляет действие более быстро, более разнообразно, а самое главное, более непредвиденно. Наконец, чтобы быть действенным, движение должно быть также абсолютно развернутым по амплитуде. Вертикальные мулине должны развиваться не запястьем и оттягиваться назад до максимума. Горизонтальные мулине не должны быть смазанными. Трость должна опускаться за голову и на шею. Помните, что хотя по трудности упражнение кажется невозможным, его вполне можно реализовать и без феноменальной гибкости.

Удары тростью и удары концами

А. Удары тростью
Удары тростью являются рубящими ударами в противоположность ударам концами, которые являются колющими ударами.

1. Удары тростью простые
Это агрессивное применение мулине, которые развиваются в плоскости удара.
Удар мулине в голову.
Это «навесное» движение, которое проводится краем трости по верху головы благодаря вертикальному мулине. Оно может быть выполнено в кварте или в терции — как одиночное, так и в серии.
Проводят его чаще всего с выпадом (для увеличения дальнобойности) и с более акцентированным колебанием вперед-назад (для увеличения амплитуды развертывания).
Удар простой в голову.
Раньше он назывался «глубокий проход». Это движение в глубину, которое навешивают по голове без мулине. Левая стопа быстро выдвигается на уровень правой стопы, чтобы создать опору. Одновременно правая рука бросает трость назад так, чтобы она свешивалась вертикально вдоль спинного желоба, ее край касается ягодиц. Правая стопа перемещается вперед в очень большой выпад, в то время как рука бросает трость вперед на голову противника. Удар должен выполняться очень быстро, он должен быть хорошо укрепленным и проводиться движением всего тела.
Удар в лицо.
Это «навесной» удар который проводится краем трости в шею или боковую часть головы противника благодаря горизонтальному мулине. Он может выполняться в кварте или в терции, одиночно или в серии. Ударяют с выпадом и движением корпуса.
Прямой удар в лицо.
Это такое же движение как при прямом ударе в голову , но проводится с поворотом и наклоном корпуса, что позволяет трости финишировать сбоку.
Удар в бок тела.
Это такое же навесное движение в кварте или в терции как при ударе в лицо, но плечи здесь наклоняются вперед таким образом, чтобы их линия определила траекторию удара трости.
Удар по ноге.
Это такое же движение как предыдущее, но с еще более выраженным наклоном плеч.
Удар в промежность.
Это восходящее мулине в кварте или в терции между ног противника. Оно запрещено в спарринге.
Удар под предплечье.
Это восходящее мулине проводимое в кварте или в терции под предплечье вытянутой руки противника. Оно запрещено в спарринге.

2. Удары рукояткой
Они запрещены в спарринге.
Удар рукояткой с помощью одной руки.
Он состоит всего лишь из резкого движения запястьем, которое бросает кончик трости назад, чтобы создать некоторую силу в рукоятке, которая, таким образом, выбрасывается вперед. Удар проводится снизу (в подмышечную впадину) или сверху (в лицо).
Удар рукояткой сверху с помощью двух рук.
Надо выдвинуться в обратную стойку и поместить левую кисть, ладонью вниз, на трость в 20 см. от ее кончика. Движение становится в таком случае коротким боковым ударом, проводимом рукояткой. Это соответствует удару прикладом винтовки. Удар проводится, главным образом, в лицо.
Удар рукояткой снизу с помощью двух рук.
Надо выдвинуться в обратную стойку и захватить трость как в предыдущем случае, чтобы провести рукояткой апперкот в подбородок или под «ложечку».
Эти удары рукояткой проводятся на месте или с перемещениями.

Б. Удары концами
Удары концами являются колющими ударами. Они запрещены в спарринге. Они очень быстрые и могут использоваться как останавливающие удары.
Удар кончиком с помощью одной руки.
Он проводится в положении правой стойки с выпадом или перемещением вперед с силой вытягивая руку. Удар может быть ныряющим (сверху-вниз) или восходящим.
Удар кончиком с помощью двух рук.
В положении обратной стойки поместите левую кисть, ладонью вверх, на трость в 20 см от правой кисти и бросьте кончик оружия в направлении подложечной впадины.
При начале из боевой стойки этот удар должен проводится с «ходом вперед». В темпе обратной стойки, трость сзади и, следовательно, буде с силой брошена к противнику, когда правая стопа вновь окажется впереди.
Удар пяткой.
Это движение выполняется при помощи двух рук, кончик трости направлен назад и на уровне лица. Левая кисть помещается на трости (ладонью к себе) в 20 см от ее кончика. Обе кисти бросают пятку в шею или подложечную впадину противника. Это движение выполняется, главным образом, при «ходе вперед» или прости при «выступании вперед».
Летящий удар концом.
Это удар кончиком, который проводят одной рукой и сверху-вниз после навесного вертикального мулине кварты, которое развивается с почти выпрямленной рукой, чтобы увеличить амплитуду кругового движения кончика.

Парирования, уклонения, особые удары

Парирования
Простое парирование удара в голову.
Осуществляется тростью, размещенной наискось, выше головы, кончик ее направлен влево. Рука выпрямлена, а кисть снаружи (справа), вне траектории удара в голову. Большой палец помещается под тростью для противодействия толчку. Кончик оружия должен быть ниже пятки, чтобы у удара была тенденция скользить в сторону, противоположную кисти. Естественным ответом, связанным с этим парированием, является горизонтальное мулине кварты.
Скрестное парирование удара в голову.
Это движение подобно предыдущему, но кисть здесь приходит влево и кончик трости указывает вправо. Естественным ответом, связанным с этим парированием, является горизонтальное мулине в терции.
Парирование удара в голову с помощью двух рук.
Это позволяет сменить кисть, что является для противника сюрпризом.
Парирование удара в лицо.
Оно выполняется тростью, размещенной вертикально, кончиком вверх со стороны откуда приходит удар, т.е. в кварте или терции. Кисть на уровне бока, большой палец противодействует толчку.
Парирование удара в бок тела.
Оно осуществляется тростью, размещенной вертикально, кончиком вниз со стороны откуда приходит удар. Кисть на уровне верха головы, рука полусогнута, большой палец противодействует толчку.
Парирование удара по ноге.
Оно осуществляется тростью, размещенной кончиком вниз, со стороны откуда идет удар. Кисть на уровне бока, рука полусогнута, большой палец противодействует толчку.
Парирование удара в промежность.
Оно представляет собой сбивание трости противника внутрь путем вертикального восходящего мулине кварты или наружу путем вертикального навесного мулине кварты.
Парирование удара концом трости.
Оно осуществляется путем остановочного удара или сбиванием с помощью вертикального мулине.

Уклонения
Уклонение от удара в голову.
Это можно реализовать путем — прыжка в сторону или шага в сторону, которые должны проводиться, как правило, вправо — при ударе в голову терции, влево — при ударе в голову кварты.
Уклонение с шагом в сторону может осуществляться «лицом к оружию» или «спиной к оружию», привлекая поворот корпуса для «заряжения» горизонтального мулине.
Уклонение от удара в бок тела.
Корпус уводят, стягивая, отводя или отшагивая назад. Можно соединить это уклонение с вертикальным навесным мулине, которое может сбивать трость противника в момент, когда она проходит перед телом.
Уклонение от удара в лицо.
Оно состоит в сгибании ног до помещения левого колена на землю. Корпус остается прямым, а голова опускается под плоскостью мулине. Выполнение сочетается с горизонтальным мулине кварты или терции.
Уклонение от удара по ноге.
Вверх: поднимают колено правой ноги так высоко, чтобы пропустить трось под согнутой ногой.
Стягивая: это обычно сочетается с «сопровождающим» разоружением.
Подпрыгивая: это прыжок на месте над плоскостью мулине, он обычно сопровождается ударом терции в голову.
Уклонение от ударов концом трости.
Оно осуществляется отводом или путем шага в сторону.

Особые удары
Смена кисти.
Эта техника представляет собой выполнение мулине правой и левой рукой без того, чтобы переход от одной руки к другой останавливал или замедлял движение. Она выполняется, в основном, при вышагивании или передвижении.
Разоружение.
Эта техника представляет собой изъятие у противника оружия.
Разоружение противодействием: сильно ударьте край трости в направлении, противоположном ее перемещению.
Разоружение сопровождением: сильно ударьте трость возле «захвата кисти» противника и в направлении ее перемещения.
Вольтижировка.
Это искусство перемещений и уходов, сопровождаемых мулине и сменами кистей, что позволяет трости летать во всех направлениях, чтобы вызвать замешательство у нападающих. Особенно часто выполняют связки мулине прикрытия («розовое покрывало» или «непроницаемая ограда»).
Вольтижировка тростью — это совокупность гармоничных и непрерывных фигур и перемещений, которые поочередно могут быть защитными и атакующими.

Элементы боя.
Здесь используются все элементы бокса и традиционного фехтования, которые позволяют создавать «фразы оружия»: выпады, парирования, ответы и контрответы, остановочные удары. Очень важны скоростные выпады, а также изменения вертикальной и горизонтальной линии.

Комбинации и связки
Здесь приводятся основные связки и комбинации, которые надо отрабатывать в уроке как простые элементы боя. Этот список, однако, остается открытым для изобретательности каждого.
Связки.
Удар терции в голову — терция в бок тела — кварта по ноге.
Удар кварты в лицо — терция по ноге.
Удар терции в лицо — кварта в бок тела.
Упражнение школы: удар терции в лицо — кварта в бок тела — терция по ноге — терция в бок тела — терция в лицо.
Упражнение школы: удар терции в лицо — кварта в бок тела — терция по ноге — кварта в бок тела — терция в лицо.
Удар кварты по ноге — терция по ноге — терция в голову.
Удар кварты по ноге — терция по ноге — кварта в лицо.
Финт терции в голову — терция по ноге — терция в голову.
Финт терции в голову — терция по ноге — кварта в лицо — терция в бок тела.
Финт терции в голову — кварта в лицо — терция в лицо — кварта в лицо, то же, связанное с ударом терции по ноге.
Связки, запрещенные в спарринге.
Удар терции в голову — восходящий удар терции в промежность.
Удар терции в голову — восходящий удар кварты под предплечье.
Комбинации.
Парирование удара в голову и ответ кварты в лицо.
Скрестное парирование удара в голову и ответ терции в лицо.
Скрестное парирование удара в голову и ответ терции по ноге.
Парирование кварты удара в лицо и ответ кварты в бок тела.
Парирование терции удара в лицо и ответ терции по ноге.
Парирование терции удара в бок тела и ответ кварты в лицо.
Парирование терции удара по ноге и ответ терции в голову.
Парирование стягиванием удара по ноге и ответ терции в голову.

Для защиты на улице

Удар в лицо проводится по его боковой стороне, выше уха. Удар в лицо с боковым перемещением проводят в переднюю часть лица, под нос. Боковой удар проводится по суставам (запястье, локоть, колено).
Трость, используемая для защиты на улице, должна быть из плотного дерева (кизил или терновник), чтобы сделать это оружие грозным и эффективным, способным сломать кость. Идеально использование трости без «клюва», но со шнурком (чтобы избежать риска выронить трость).

Некоторые иллюстрации из оригинального учебника Ж. Шарлемана:

 

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020