Школа Поток: основы. Вводная статья.


Школа Поток (FLOW) является авторской разработкой, и использует базовые приципы китайских энергетических практик цигун и современного направления практической прикладной психологии НЛП в боевых методиках фехтования на различных видах оружия.

Поток, или потоковое состояние (англ. flow), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности.

Введение.

…Одно из популярных описаний данной концепции было создано в Западной психологии в прошлом веке, и включало в себя практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние (Исследования М. Чиксентмихайи), однако определённо, это были не первые случаи, когда наблюдалось и исследовалось это психологическое явление или создавались методики, основанные на нём.  В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддистские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного)— от кендо до икебаны. Широко известное переживание «быть единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции. Потоковые состояния Не-Ума так же описываются в различных трактатах связанных с искусством владения мечом:

Известно высказывание: "Бросьте мяч в быстрый поток, и он никогда не остановится".Смысл этих слов в том, что если вы бросите мяч в стремительно текущую воду, волны подхватят его и понесут дальше. При этом мяч никогда не прекратит движение. Так же и ум: даже при самых сложных обстоятельствах он не должен останавливаться ни на миг. (Такуан Сохо, "Письма мастера Дзен мастеру фехтования")

При этом, само потоковое состояние не является уникальным состоянием - его испытывают многие ученые, исследователи, спортсмены, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми, как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения.

Особенностью моего видения и преподавания тренировок является соединение в себе в единый ПОТОК таких направлений как ножевой бой (или фехтование короткоклинковым оружием) НЛП, и цигун. Почему эти три?

В первую очередь, потому что они успешно сочетаются во мне самом, порождая синтез древних методик саморегуляции, лежащих в основе китайских боевых искусств, современных технологий обучения и познания структуры человеческого опыта, и практического искусства владения клинком. Обретая же внутренние взаимосвязи в течении всего моего развития результат раскрывается в моем восприятии жизни, моей тренерской деятельности и безостановочном самосовершенствовании.

ПОТОК:

Через искусство владения оружием – к познанию себя

 

Далее речь пойдет подробнее о каждом из перечисленных направлений.

НОЖЕВОЙ БОЙ

Что такое ножевой бой? История.

Ножевой бой, это современное направление фехтования короткоклинковым оружием, которое как явление, за последние 10-15 лет набрало большую популярность в нашей стране. Как таковые, традиции ножевого боя существовали давно и по всему миру, это и Испанские, и Итальянские, Филиппинские, Японские, Вьетнамские и прочие системы. Так, какие-то материалы (т.н. фехтбуки) Европейского фехтования дошли и до наших дней, а иные традиции (безусловно, встает вопрос аутентичности) живы и до сих пор и доступны для обучения уже и в России, в виде приезжих мастеров. При этом, однако практически все фехтовальные Европейские системы ориентировались естественным образом на более длинный клинок, в силу его большей доступности и эффективности, или же на сочетание - и длинного, и короткого (Эспада и Дага), однако многие из них содержали так же разделы фехтования коротким (кинжалом, Dagger).

Конечно, судя по дошедшим до нас гравюрам это была не чета современным складникам размером с ладонь, однако базовые принципы фехтования безусловно остаются теми же, дополняясь современными методиками работы более коротким мобильным клинком. С другой же стороны, многие даже современные, доступные, разрешенные к ношению складные ножи вполне близки по длине к древним образцам, и при этом довольно легко умещаются в карман джинс, так что возможность ношения клинка длинной с локоть абсолютно легальна и сейчас.

Кроме же доступных традиционных систем ведения боя ножом, на сегодняшний день создано и преподается большое количество того, что называется “новоделом”. Обычно, это системы основанные на интеграции различных элементов других систем боевых искусств, как раз таки чаще всего традиционных (Каратэ, различные стили ушу, и проч.), а так же реконструированные интерпретации систем прошлого.

В общем то, о классификации различных систем, их корнях и тд, а так же о текущем положении ножевого боя не писал, из тех кто в теме, разве что ленивый, поэтому я просто предложу к ознакомлению соответствующую подборку литературы, включая исторические мануалы, чтобы у заинтересованных была возможность составить собственное представление по этой теме. (Библиотека>>) Так же имеет смысл ознакомится с ссылками на сайты систем ножевого боя, собранных в соответствующем разделе. (Ссылки>>)

В России же сейчас можно говорить о интересе к ножу, как к оружию, не столько в силу каких-то древнерусских традиций, хотя, безусловно, наши предки имели обширный опыт применения клинка и сейчас есть те, кто занимаются исследованием и возрождением этих знаний, сколько банально в силу доступности и огромной эффективности использования клинка в ближнем бою в случае самозащиты (а любой конфликт связанный с нападением – это всегда ближний бой).

Так, как я уже и писал выше, такой, как на приведенной фотографии, складной нож Espada XL фирмы Cold Steel (общей длинной 425 мм, то есть почти пол-метра), является абсолютно легальным для ношения с собой, не является официально оружием и может быть куплен вами в соответствующем магазине, которых много. В древней Японии говорили: “Если меч может понадобиться хотя бы раз, стоит носить его всю жизнь.” В настоящее же время, такой клинок может быть своего рода мечом, будучи доступным, и всегда под рукой, и выполнять, в случае необходимости, те же функции оружия.

Эффективность подобного же клинка в бою (да и ножа меньшего размера) сложно переоценить. Учитывая простоту базовой техники владения ножом – такой предмет может стать хорошим подспорьем не только для взрослого и сильного мужчины, но и для женщины, или пожилого человека, так как в отличие от рукопашного боя, сила для  нанесения удара ножом требуется минимальная, и куда важнее такие качества как точность, решительность, и своевременность.

 

От самообороны - к саморазвитию.

Кроме того, все большая популярность ножевого боя связана так же с огромным потенциалом этого искусства в областях совершенствования себя (физического, психического, духовного), в том числе через спортивные достижения, чему способствует исключительная зрелищность поединка на имитациях оружия, динамика, скорость, азарт и сопутствующий адреналин.

Фактически, уже сейчас ножевым боем по всей стране самостоятельно, или в секциях, клубах и школах занимаются если не тысячи то сотни людей точно, однако в течении всей жизни применят клинок в качестве самообороны единицы из них, и почти наверняка, никто из обучающихся этому искусству и не хотел бы попасть в такую ситуацию, чреватую как риском для жизни, так и возможными моральными, психическими и правовыми последствиями.

Что же получает занимающийся, уже в первые месяцы, кроме навыков защиты себя с помощью ножа в случае возможного потенциального применения, которое может так и не случится?

В сущности, согласно восточным системам познания (Цигун), можно выделить три базовых направления развития, вообще в жизни, и через боевые искусства в частности - материальное, энергетическое, и информационное. Каждое из них может быть как отдельным путем, так и недостающим ресурсом, которого именно вам не хватает в вашей жизни для целостного восприятия себя и окружающего мира.

Таким образом, обучаясь искусству владения оружием, при этом часто даже не осознавая некоторых аспектов этого в полной мере, занимающийся совершенствует:

Материю, или физическое тело:

- Делая его через интенсивные тренировки более крепким, выносливым, быстрым, сильным, здоровым, гибким, устойчивым к нагрузкам.

Энергию

- чувство энергии и умение ею владеть. Эмоциональную стабильность, и управление своими состояниями, а так же способность влиять на состояния других. Следствием этого являются состояния уверенности, спокойствия, стрессоустойчивости, да и просто умение хорошо и жизнерадостно себя чувствовать.

Сознание (ум, психику, дух)

- в первую очередь через развитие особого внимания, свойственного исключительно работе с оружием, контроль всех чувств, очищение себя от ненужных зацепок и идей, укрепление своего духа, умение концентрироваться и деконцентрироваться и прочее.

Рассматривая эти результаты в добавок к умению защитить себя в современном мире, из которого они в каком то смысле вырастают как из основы, и исходя из потребностей большинства людей, можно говорить о том, что вместе, эти аспекты создают личностную эффективность, которая может быть  приложена к любым вашим целям и задачам, делая вас успешными в том, что для вас важно. Навыки, способности и умения, развиваемые посредством занятий фехтованием, в сущности формируют ваше личностное мастерство – мастерство взаимодействия с миром в совместном танце. И то, как сколько то тысячелетий назад владение копьем или дубиной на охоте давало возможность выжить, так как от этого зависело будет ужин или нет, то в современном мире стремительно развивающихся технологий, куда важнее будет мастерство управления собой, своим телом и сознанием, умения чувствовать себя, слышать себя и доверять себе, вырабатываемое на тренировках, и проверяемое постоянно в практических спаррингах на тренировочном оружии.

Сама же техника ножевого боя при таком подходе на самом деле является вторичной, так как она призвана максимально эффективно реализовывать поставленные задачи. Каким же именно способом это происходит (по какой траектории удара, или при каком перемещении) – не так важно: важен результат. Подробнее же используемая техника ведения боя с использованием оружия будет рассмотрена в будущих статьях.

Подходя же вплотную к самому процессу обучения и развития себя через данное направление боевых искусств, стоит посмотреть в сторону современных методик, направленных на максимальное ускорение обучения, или моделирования чего бы то ни было. И здесь безусловно лидирует НЛП, которое опирается на фундаментальные принципы организации как обучения, так и человеческого восприятия вообще.

 

Что такое НЛП?

 

НЛП, или нейролингвистическое программирование, это сравнительно новая дисциплина, возникшая лишь в середине 1970х годов. Авторами НЛП считаются математик, программист и психолог Ричард Бэндлер, и лингвист Джон Гриндер. Объединив свои способности в исследовании и моделировании наиболее выдающихся психотерапевтов и философов ХХ века, таких как Милтон Эриксон, Фриц Перлз, Вирджиния Сатир, Грегори Бейтсон, Карлос Кастанеда они получили первые результаты, которые и легли в основу НЛП и создав первые модели того, что ранее казалось невоспроизводимыми талантами: искусство коммуникации, методики достижения результатов, гипнотические наведения, методики обучения, способности мотивировать себя и других, и проч.

Как следует из названия, НЛП опирается на три основные элемента:

Нейрофизиологию – или тело, в котором закодирован весь наш опыт

Лингвистику – то, есть механизмы мышления, речи, коммуникации

и Программирование – то есть системное создание четких последовательных шагов направленных на достижение какого-либо результата.

В сущности, НЛП главным образом фокусируется на изучение опять таки мастерства, как такового. Так, через обширное количество способов структурировать субъективный человеческий опыт, НЛП предлагает модель, помогающую выявлять и воспроизводить паттерны (или шаблоны) мастерства в любой области, разбивая их на простые и доступные для обучения элементы.

Кроме того, современный уровень развития НЛП представляет из себя не только научную область знаний, позволяющую управлять восприятием, но уже самостоятельное искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума и тела.

Понятие обучения

Одной из базовых концепций в НЛП являются понятия сознания и бессознательного, доставшихся по наследству от гипноза Милтона Эриксона, одного из известнейших гипнотерапевтов 20 века, моделированием которого и занимались Бэндлер и Гриндер создав в результате языковую Милтон-модель того, что делал сам Эриксон.

Учитывая, что осознанно мы можем воспринимать в одно и то же время лишь ограниченное количество информации (распространенное мнение что лишь 7+-2 единицы информации), бессознательное оказывает большое влияние на наше внутреннее отражение действительности, наши ожидания, наше восприятие и наше поведение.

(Упражнение) Простейший способ проверить это на собственном опыте, который я постоянно, как пример, предлагаю на тренировках – это зафиксировать свой взгляд на какой-то одной точке (объекте, предмете) перед вами, и начать добавлять в область периферийного зрения другие объекты из окружающего вас пространства по одному, периодически делая проверку: все ли вы их удерживаете вниманием своего сознания? Где-то на 5 объекте это будет уже крайне не легко, не говоря уже о возможности удерживать действительно все 7, что в сущности, уже и будет являться трансовым состоянием. Ровно таким же образом (в том числе для тренировки) можно сосредотачивать своё внимание на 7+-2 ощущениях в теле и звучания в аудиальном пространстве. Так, например, любой из вас сейчас может замедлиться и ощутить свои стопы -  тепло или холод в них,  ощущения тяжести или легкости -  то, какие ощущения реально есть, и при этом, обратить внимание на различия этих ощущений в своей левой и правой ноге. Точно так же, переведите свое внимание на ощущения ладоней, добавив их в поле осознания к предыдущим ощущениям. Заметьте, легко ли удерживать одновременно ощущения во всех конечностях – и руках и ногах - и добавьте так же ощущение макушки головы, и далее ощущение центра живота, сосредоточившись на всех перечисленных ощущениях сразу.

В последствии, подобные практики работы с вниманием будут приводить к так называемой “прочистке” каналов восприятия, что будет обострять вашу сенсорную восприимчивость, актуальную не только для боя, в котором важна координация собственного тела и ясность при реагировании на действия противника, но и для обычной жизни. Данный же пример наглядно демонстрирует ограниченность нашей способности осознавать даже то, что всегда находится с нами – наше тело, так что вывод который сам собою напрашивается, это то что именно бессознательные процессы и являются основой нашего существования.

Милтон Эриксон же считал, что наше бессознательное – это кладезь мудрости, навыков и знаний, и является источником ресурсов для разрешения всех наших проблем. Что же касается роли бессознательного в процессах обучения, то фактически, все чему мы когда то научились мы делаем бессознательно, и скорее можно наблюдать прямую параллель, между успешностью своих действий – и бессознательностью и автоматизмом их выполнения. Так, никто из нас когда то не умел ходить и говорить. И то что мы научились этому, является по большому счету нашим главным достижением,  по сравнению с любыми другими возможными навыками. Сейчас же, для нас не представляет никакой особой сложности делать это автоматически - или бессознательно-  даже объединяя это с различными другими действиями. Кроме того, именно бессознательное прямо сейчас управляет вашим сердцебиением, пищеварением, дыханием, морганием являясь в своем роде метафорой тела вообще, так что в сущности, это та внутренняя структура, которой имеет смысл доверять и обращаться к ней с целью использования мудрости тех стратегий научения, которые потенциально в ней заложены.

С учетом концепции сознания-бессознательного, в случае обучения фехтованию, занимающийся проходит следующие уровни развития во время своего обучения:

1. Неосознанное незнание (Бессознательная некомпетентность). – На этом уровне вы просто не знаете ничего о владении оружием, и, не задумываясь об этом, этого и не осознаете. В мире есть тысячи вещей прямо сейчас, которым вы никогда и не научитесь, так о них и не узнав. Относительно них мы находимся на этой стадии развития.

2. Осознанное незнание (Сознательная некомпетентность). – Здесь, вы обращаете своё внимание на то, что вам интересно фехтование, и при этом осознаете свою некомпетентность в данной области ничего не зная об этом и не умея.

3. Осознанное знание (Сознательная компетентность). На этом этапе происходит последовательное научение, промежуточным результатом которого становится ваше сознательное понимание, когда вы уже что-то точно умеете, и при этом можете даже описать и объяснить как вы это делаете – наносите какие-либо удары либо выстраиваете саму концепцию боя.

4. Бессознательное знание (Привычка. Или Мастерство. Бессознательная компетентность).

В сущности, это означает что вы умеете что-то, и этот навык уже “зашит” внутри вас. Возьмите любого отзанимавшегося хотя бы месяц ножевым боем, и ткните его деревянной имитацией ножа с шагом в живот. Что он сделает? Правильно, если данный экземпляр не просто ходил на тренировки поглазеть, то он в начале отобьёт вооруженную руку, и только потом уже, может быть, задумается о том, что произошло. Это рефлекс. Месяц назад он этого не умел.

Или попробуйте напугать из-за угла хорошего боксера. Который в начале пробьет двойку вам в ответ, и лишь потом будет разбираться “Что это было”. Именно этот уровень знаний и является целью для всех навыков и умений - когда мы просто умеем что-то, и делаем лучшее, что можем, на автомате, с пустым умом. Именно так вы ходите, едите, водите автомобиль, работаете с компьютером и тд и именно таким же образом, не задаваясь вопросами о том как это работает, бессознательное прямо сейчас управляет вашими внутренними телесными процессами..

5. Бывает, что выделяют, так же, следующий своеобразный уровень мастерства: Осознаваемое бессознательное знание -  когда вы при необходимости можете осознавать всё, чему вы когда либо научились (включая умению ходить, говорить, разделять предметы, выделять “Я” и не “Я” ), в своем роде “просыпаться”, выходить “за” или подниматься “над”, и управлять своими навыками, настраивая их под текущие задачи.

Понятие трансовых состояний и обучения в трансе.

В простейшем определении, транс – это измененное состояние, то есть состояние сознания и эмоций, позволяющее нам эффективно действовать на неосознаваемом уровне. Чаще всего, внимание при трансе направленно внутрь.

Транс это нормальное, физиологически естественное и жизненно необходимое состояние. Все мы регулярно бываем в одной из разновидностей транса – повседневном трансе много раз в день. Так, мы проходим через транс когда засыпаем и когда просыпаемся. Фактически, в трансе происходит реструктуризация постоянно получаемого опыта, или “раскладывание его по полочкам”. Широко известен транс водителя: человек который водит хорошо, не думает о том, как он ведет. Он знает только, что он сел и приехал, а что было посередине – не помнит, все происходило автоматически - он был в трансе. Безусловно, одним из наиболее интересных мне направлений моей деятельности на базе тренировок, проводимых мною, является исследование, и создание “боевого транса” – то есть состояния, позволяющего максимально эффективно достигать поставленных задач именно в бою, используя все необходимые ресурсы нашего бессознательного. В том числе эта тема и далее будет мною разрабатываться, и модели подобных состояний будут предлагаться обучаемым на тренировках, а что-то будет выкладываться в виде материалов на сайте.

В трансе же, сам процесс обучения, происходит гораздо эффективнее. Так, согласно Эриксону, “транс - это состояние, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными”. И хотя с другой стороны любое обучение и есть транс,  этот процесс, согласно этапам обучения которые я привел выше, можно сильно ускорить и упростить, например обращаясь сразу к тем внутренним структурам, в которых уже содержатся примеры стратегий научения, т.е. опыт, в особенности всего, что связано с телом и телесными процессами. Таким образом, при налаженной способности взаимодействовать с  мудростью бессознательного в состояниях самогипноза (например простейшие упражнения аутотренинга, идеомоторные упражнения и проч.) либо с помощью квалифицированного тренера, мы можем быстрее становиться успешнее, и эффективнее достигать поставленных в обучении задач. Что же касается тела человека, то оно функционирует как система. Каждый из нас является удивительным биоэлектрохимическим устройством обработки информации. Так,  классическим примером потенциальных возможностей быстрого обучения является фобия: если ребенок падает в бассейн с водой, став взрослым, он может никогда не забывать этот случай и всегда испытывать страх (интенсивный и неуместный) при каждом взгляде на воду и при каждой мысли о купании. Такое научение обычно имеет место тогда, когда мы испытываем интенсивные эмоции. Подобная способность мозга к скоростному научению так же представляет интерес для быстрых и эффективных достижений результатов.

Пресуппозиции НЛП.

Базовыми идеями, на которые в НЛП предлагается опираться, используя их как основу являются так называемые пресуппозиции, или  убеждения, в которые предлагается верить.

В сущности, они не являются чем-то догматичным, однако вера в них сильно упрощает дальнейшее развитие. Пресуппозиции - это то, что закладывает фундамент в построение дальнейших исследований и обучения как себя так и других, однако для прочности этого же фундамента имеет смысл ставить под сомнение каждое из этих убеждений, пропуская их через своё восприятие этого мира, свой опыт,  и тем самым -  проверяя их. Ниже я приведу несколько из классических базовых пресуппозиций НЛП, рассматривая их через призму обучения боевым искусствам, и в частности фехтования или ножевого боя.

  1. Карта не территория  (а следовательно реакции людей соответствуют их внутренним картам реальности)

Данная пресуппозиция является одной из  главных, так на её понимание настраиваются остальные значимые выводы. Речь идет о том, что то, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие события. Биохимические и биоэлектрические реакции, происходящие в нашей нервной системе, преобразуются при помощи головного мозга в сенсорные переживания. Или другими словами, мы сами создаем не только свое представление о мире, но и сами формируем наш сенсорный опыт, даже если делаем это бессознательно. Так, находясь даже в одном спарринге, двое разных людей будут воспринимать и относится к нему по разному, как, например, на эмоциональном уровне, так и на уровне организации своих действий и восприятия действий противника – это очевидно. Кроме того, собрав заранее информацию, либо определенными стратегиями, сделав предположения о карте другого человека, можно так же прогнозировать то, как другой человек будет вести бой, так как он, конечно же - будет действовать исходя из своей карты.

Применительно же к практике боя, это означает, что речь идет о создании карты (системы описания и реагирования), позволяющей действовать максимально эффективно, при этом сам процесс обучения, так же является своеобразным картированием. Так же, если речь идет о моделировании успешных бойцов, то опять же, важным будет то, что их успех – это следствие их особенной, уникальной модели мира, со своими системами убеждений и ценностей, через которую как через призму, преломляется восприятие окружающего мира, боя, спарринга или противника.

  1. Смысл коммуникации – в ответной реакции которую вы получаете.

Рассматривая фехтование, в данном случае, как частный случай невербального взаимодействия между людьми, можно обнаружить что цель поединка, если он уже состоялся, включает в себя описание того, что должно произойти с противником и с вами.

Фехтование связано с обменом ударами. То есть можно провести параллель, и сказать что это своеобразный диалог, а не монолог. Так, в классическом фехтовании для этого есть даже специальный термин “Фраза”, буквально указывающий на смысл действий. И именно реакция человека с которым мы фехтуем отражает эффективность или неэффективность фехтования. Если результаты того, что происходит с человеком в результате наших действий, совпадают с тем что мы желали и планировали - то мы достигли успеха! Если ответы отличаются – значит нам нужно делать что-то другое, искать другие способы достижения цели. Таким образом, если подходить к фехтованию подобным “живым” образом, то это означает что мы всегда имеем возможность внести в процесс изменение, пока не получим желаемый результат. Кроме того, когда вы самостоятельно оцениваете эффективность происходящего, опираясь на получаемые реакции, то вы принимаете 100% ответственность за происходящее, что дает вам так же больше возможностей управлять событиями.

  1. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе.
  1. Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов (или опыт имеет структуру)

Любое наше субъективное переживание имеет структуру. Это означает, что его можно разделить на отдельные элементы и группы элементов. Структура переживания определяется при помощи нашей нервной системы. И раз мы можем изучать структуру переживания, то, в принципе, мы можем и изменять её, а вместе с тем и само переживание. Это имеет прямое отношение как к процессам научения любым стратегиям (последовательностям действий), так и осознания и созданию изменения при самообучении.

  1. Если хотя бы один человек умеет делать что либо эффективно, то этому могут научиться другие.

Имея инструменты и методики, структурирования и “раскладывания по полочкам” умений и навыков человека, можно используя те же шаблоны научаться воспроизводить схожие результаты.

  1. Все ресурсы нужные людям для изменения, у них уже есть.

Человек располагает – как сознательно, так и бессознательно – большим количеством ресурсов (духовных и физических возможностей выбора). Очень часто человек знает больше, чем он думает, что знает, а может - зачастую больше, чем осознает. В НЛП процесс целенаправленных изменений рассматривается главным образом как активизация – чаще всего с помощью бессознательного – уже существующих психологических возможностей.

  1. Тело и сознание части одной системы.

 Тело и сознание представляют собой взаимозависимое единство, то есть все, что происходит в одном элементе (в сознании), оказывает влияние на другой элемент (тело) и наоборот. Так, к примеру, любая мысль влечет за собой невербальную реакцию, и эту невербальную реакцию зачастую можно наблюдать. Например, если вы посмотрите вправо вниз (из себя) и зафиксируете там взгляд на какое-то время – то вам будет гораздо легче начать ощущать своё тело. И наоборот, изменяя своё физическое состояние (например позу или дыхание) мы можем влиять на свои мысли и эмоции, а значит и на состояние в бою.

  1. Нет поражений – есть обратная связь. Не бывает неудач – есть только опыт.

Любой отрицательный результат можно рассматривать исключительно как обратную связь, а не как неудачу. Что вы делаете если в процессе фехтования не можете получить желаемые результаты ? – вы изменяете ваш процесс фехтования – т.е. ваши посылаемые стимулы, ваши действия, пока не получите желаемый ответ. Таким способом вы превращаете неудачу в обратную связь. Эта пресуппозиция оказывает влияние на все сферы жизни, но в особенности на те, где требуется постоянство и терпеливое обучение на основе знания о том, что не работает.

Сколько раз вам попадают за тренировку по руке имитацией ножа? Что произойдет, если рассматривать каждое такое событие, не как поражение, а как обратную связь, и выстраивать на основе этого цепочку изменений, приводящих к успеху?

“Я попадал мимо более 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 матчей. 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я очень часто терпел неудачи в своей жизни. Именно поэтому я преуспел. “ (с) Майкл Джордан

Кроме того, боевые искусства в этом смысле особенно наглядны в качестве быстрой обратной связи. Если вы сделали что-то не то – вас условно убили. Такая обратная связь наглядна и ощутима, и позволяет учиться на ней быстро и эффективно. Попадание же деревянной имитации ножа в тренировочном спарринге в добавок довольно болезненно, что так же не может не быть заметным стимулом к тому, чтобы что-то менять в своих действиях.

  1. Если то что вы делаете не работает – сделайте что-нибудь другое.

Как ни странно, люди одни из тех существ, которые часто готовы продолжать делать то, что не приводит их к результату прямо сейчас, лишь потому, что они помнят как однажды это приводило. Бывает так, что подобные воспоминания заставляют ломиться и ломиться “в закрытые двери”, вместо того, чтобы пробуждать в себе спонтанность и свободу выбора в настоящем моменте, и использовать любую новую стратегию из безграничного океана потенциальных возможностей. Принятие данной пресуппозиции приводит к тому, вы не привязываетесь к какой-то конкретной технике. В сущности нет техник - есть цель, и способ её достижения. Если у вас не получается достигнуть цели каким-то определенным способом - выберите любой другой. В тренировочном спарринге вы выбираете цель на теле противника - и так ли важно КАК вы доберетесь до нее? Используйте творчество, выбирайте любой метод приводящий вас к результату, будьте спонтанны и свободны в своих действиях!

Больше пресуппозиций НЛП вы можете прочесть здесь (ссылка), однако какие-то из них могут на первый взгляд показаться не подходящими лично к вашей модели мира, либо могут потребовать объяснений, так что я привел выше лишь наиболее наглядные из них на мой взгляд, которые могут иметь прямое отношение к обучению фехтованию, и помогать в этом как тренеру, так и обучающимся, на пути личностного развития и становления Мастерства.

Эти убеждения лишь набор слов, пустышка, пока вы не пропустили их через свой опыт и не сделали их основами мировосприятия. Они не будут работать сами по себе. Смысл в том, чтобы сомневаться в написанном выше, думать о том, как это может помочь лично вам, и тогда, возможно, где-то это сыграет свою роль и поможет вам стать эффективнее.

 

 ЦИГУН

Издревне же, боевые искусства через тяжелые тренировки и проверки реальными поединками вели к одной цели, как вершине развития – развитие духа, или сознания. Так, согласно известной легенде, считается, что колыбелью боевых искусств является горный монастырь Шаолинь в Китае. Однажды, из Индии туда пришел монах Дамо (Бодхидхарма) , и увидев что монахи в монастыре занимаются лишь своим умом, и не уделяют внимания телу, погрузился в 9 летнюю медитацию в пещере неподалеку, в результате которой и были созданы трактаты по цигун, которые в дальнейшем легли в основу известного во всём мире Шаолиньского кунгфу. И по сей день, именно боевые искусства направлены на то, чтобы гармонизировать тело (материальное) и сознание (дух), так как в бою как ни в чём другом особенно важно единство мысли и действия.

 

Что такое цигун?

На сегодняшний день цигун это одно из направлений в философии и культуре Китая. По одной из версий, цигун имеет более чем 7 тысячелетнюю историю. В основе систем цигун лежит понятие Ци , или главной жизненной силы человека (У Японцев аналог этого – Ки, в Индии - прана). Системы цигун, с помощью различных практик учат пробуждать, использовать и контролировать эту силу. Так, базовым упражнением, свойственным практически всем системам цигун является так называемый “столб” или “дерево” - статическое упражнение, в котором у обучающегося выстраивается внутренняя структура при сохранении неподвижной статической позы.  

Согласно китайской философии, человек при этом впитывает энергию неба (Ян) и земли (Инь), которые являются базовыми энергиями, а затем соединяет их в себе в области живота в нижнем центре (даньтянь). Тем самым, следуя даосской концепции, он взращивает в себе пилюлю долголетия и бессмертия. Фактически же, если рассматривать подобную статическую медитацию через призму западных способностей познавать мир используя свою терминологию, то упражнения цигун являются трансовыми упражнениями, которые с учетом особенностей восточной модели мира,  призваны настраивать течь внутренние процессы гармонично (объединяя в теле изначальные энергии), при этом укрепляя физические структуры тела, т.е. мышцы, сухожилия, кости и тд. так что все вместе это можно назвать саморегуляцией. Тем самым, обучающийся позволяет мудрости тела самопроявляться через упражнения связанные с успокоением сознания и активизацией бессознательных процессов.

Подробнее о взаимосвязи цигун и гипноза одного из известных инструкторов Школы Чжун Юань Цигун, психотерапевта, доктора психологических наук, МР Гинзбурга можно прочесть тут                                  

Основные виды цигун

Традиционно, с середины прошлого века начали выделять следующие направления цигун:

- Медицинский

Это направление уже давно вышло за границы Китая и широко используется во многих странах, где работают китайские мастера или обучившиеся у них специалисты. В результате достигнутого авторитета и широкого применения такого древнего и такого эффективного метода лечения было создано Всемирное академическое общество Медицинского цигун. Так, регулярно проводятся всемирные конференции по медицинскому цигун , проводятся множественные исследования физиологических процессов организма и функций мозговой активности у обычных людей и практиков цигун, лечения методами цигун широкого спектра заболеваний, иногда даже не поддающихся излечению иными способами, и многое другое.

- Боевой или жесткий цигун

Это направление Цигун ставит перед собой задачу поднять энергию физического и энергетического тела для повышения боевых способностей воина (увеличение силы удара, защита тела от различных ударов, даже от колющего оружия) и укрепления его духа. Большинство упражнений этих школ создавались теми мастерами Цигун, которые были одновременно и мастерами боевых искусств. Наиболее известно направление боевого цигун «Железная рубашка», в результате практики которого значительно укрепляется физическое тело, так что становится гораздо менее восприимчиво к ударам, вплоть до принятия на себя ударов холодным оружием. Классическими примерами мастерства жесткого цигун являются разбивание конечностями и головой различных предметов: деревянных брусков, камней, металлических пластин, бетонных плит, кирпичей и такие популярные демонстрации, как сгибание копья, упирающегося в землю, своим горлом – тем местом, которое не имеет мышц (яремная впадина между ключицами), что должно свидетельствовать о том, что копье гнется за счет концентрации Ци в этом месте.

Существует так же легкий цигун, который позволяет управлять весом своего тела, быстро перемещаться на протяжении многих часов без отдыха и не ощущать при этом усталости, очень быстро подниматься, как бы взлетая, на крутые горы. Так тренировали в прежние времена гонцов и воинов. Сейчас мастера легкого цигун иногда для наглядности демонстрируют хождение по свежим яйцам, не разрушая скорлупы, или по бумажной ленте, натянутой между опорами.

- Религиозный (Буддистский, Даосский, Конфуцианский)

Направления цигун, практика которых направлена на регулирование сознания согласно каждой из перечисленных систем.

В Даосском направлении, появившимся в 3 веке до н.э. центральным понятием является Дао, или наиболее распространенный и упрощенный перевод которого, означает, Путь.

Даосизму присуща традиция практики так называемой «внутренней алхимии», или  методики, направлением которых является тренировка ума (сознания) и тела совместно, с целью подчинить своё Я потоку Дао.

В буддизме же, большинство явлений в котором трактуются как иллюзорные, методики обучения направлены на «сдерживание сознания», регулирование эмоционального состояния, созерцание, и растворение сознания в «абсолютной истине». Психотренинг здесь принимает более изощренные формы, чем в даосизме, например, созерцание и визуализация мандал (священных графических изображений), произнесение мантр и прочее.

Особое место в буддизме занимает школа Чань (с санскрита - созерцание, медитация), которая известна на Западе как Дзен (японский вариант). Возникает она в V веке до н. э. Основная ее идея - это не постепенное совершенствование, а внезапное просветление, мгновенное озарение. Но подготовка к нему также была длительной и заключалась в сидячей медитации (пассивная форма) или в диалогах, когда ученику задавали вопросы, не имеющие логического ответа (активная форма), а также в занятиях боевыми искусствами.

Система Чжун Юань Цигун (ЧЮЦ).

Чжун Юань Цигун, древнейшая из известных систем цигун – представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития человека. Эта Школа  сочетает в себе различные уровни работы с ци, начиная от базовых целей оздоровления, и кончая тем, что называют цигун высших степеней. ЧЮЦ является целостной системой знаний и методов практики, включающей в себя упражнения, медитацию и разные способы дыхания, направленные на развитие человека, его оздоровление и лечение, расширение сознания, понимание своих жизненных задач и своей миссии. Постепенно, проходя этапы саморазвития, начиная с таких основ, как умение расслабляться на глубинном уровне и приводить своё сознание в состояние тишины, данные методики предлагают отдельный путь познания себя, не связанный ни с идеологией, ни с религией, ни с политикой.

На своих тренировках я, являясь практиком и инструктором этой системы уже несколько лет, даю элементы цигун, видя в этом так же большую перспективу для развития любых боевых искусств, и фехтования в частности.

Основы практик цигун, предлагаемые во время обучения, помогают лучше понимать выполняемые движения и приемы, лучше чувствовать своё тело на глубоком уровне, выстраивая сосбственную целостность материи-энергии-сознания.  Создаваемая внутренняя структура тела позволяет так же добиваться большего успеха не только в бою, но и в любых жизненных обстоятельствах.

Заключение. Интеграция.

Таким образом, система Поток, является уникальной авторской разработкой - синтезом практических методик и систем, как Западных так и Восточных, и основана на моем собственном жизненном опыте и моей личностной эффективности. Каждая из перечисленных областей, является  самостоятельной дисциплиной, имеющей как свою историю так и своё будущее, однако вместе они, соединяясь в большее, чем, например, просто методики фехтования, создают структуру выходящую за рамки целей и возможностей каждой из них в отдельности.

Ставя своей задачей, как Учителя, раскрытие потенциала тела и ума Ученика, в сущности я стремлюсь увеличить личностную эффективность, или мастерство занимающегося, видя в этом свои задачи. При этом я точно верю, что человек умеющий хорошо фехтовать, и владеющий подобными методиками, так же становиться успешнее и в других областях своей жизни –

- будь то общение и коммуникация с другими людьми

- работа и бизнес

- переговоры

- успех в социуме

- собственное развитие и прочее,

так как фехтование является своеобразной проверкой, и как я уже писал выше, дисциплинирует обратной связью, получить которую не составит труда во время тренировочного спарринга – а то ли вы делаете..? При этом я не считаю, что данный способ подходит всем – ведь как говорится “Вершина одна, а путей много”. Уверен – многие люди преданные своему делу в течении своей жизни приходят  к тому же, но по своему. Искусство фехтования же, имея свою эстетику, красоту и функциональность в особенности привлекает людей думающих и развивающихся - а это значит, что нам по пути.

От теории к практике.

На страницах этого сайта, я так же буду в дальнейшем выкладывать практические наработки и упражнения, связанные с методиками цигун, нлп и фехтования на оружии, раскрывая эту тему более полно.

 

Ссылки на используемые материалы:

  • "В поисках Потока", "Поток. Психология оптимального переживания." Чиксентмихайи М.
  • "Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию." Деркс Л., Холландер Я.
  • Сайт Чжун Юань Цигун www.ZYQ108.com

 

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020