Три главных качества фехтовальщика. Дистанция (1).


"Чувство времени, быстрота и дистанция - константы фехтования во все времена."
Giovanni Rapisardi
Учение Мароццо.
XVI век.

Введение.

Часто приходится слышать абсолютно справедливое замечание, о том, что выигрывает конкретный человек, боец, а не система. И правда - нет лучшей системы ведения боя, так как все они изначально разрабатывались людьми, с учетом своих собственных психофизиологических особенностей, особенностей мировосприятия и философии, а так же времени и места потенциального применения навыков и задач стоящих перед исполнителем.

Именно поэтому часто указывают на конкретные свойства, или характеристики человека, почему побеждает один - а не другой, при этом даже не задумываясь, что в сущности указывают на реальную причину.

Ну, он быстрее – говорят про одного. Или, а вот он - сильнее. Или техничнее. Или еще указывают на какое-то качество, благодаря которому, считают, что один оказывается успешнее другого.

Логичным выводом является именно поиск, анализ, вычленение и встраивание (или формирование) таких качеств, а так же умение тренировать их отдельно и вместе, создавая своего рода личностный профиль. Такой профиль мог бы позволять манипулировать своими сильными и слабыми сторонами – причем применительно к разным жизненным ситуациям, а не только к конфликтным или боевым, находя наиболее оптимальное состояние, согласно текущим целям и задачам.

Представьте на секунду, что у вас мог бы быть своеобразный эквалайзер, подкрутив ручки которого можно было бы замедлиться или стать быстрее, быстро расслабиться, расфокусироваться, или наоборот - напрячься, собраться, сконцентрироваться и тд.. Причем без применения  внешних инструментов, столь популярных для этих целей, таких как телевизор, алкоголь, табак, кофе, наркотики или мифический отвар из мухоморов.

Звучит как фантастика? Отнюдь, просто ключ к этому лежит в нашей психике, в уме, и в способности управлять собой. Корни этого уходят к различным как западным (Прикладная психология, НЛП) так и восточным (Цигун, йога и тд) методикам самопознания и управления собой, акцент на которые и делается при обучении по программе Flowknife. Это позволяет не только научиться владеть оружием с проверкой этих навыков в практических спаррингах в полную скорость, но и через такие тренировки изменить себя, улучшить самоощущение и восприятие мира.

Конечно, человек – это сложная взаимосвязанная система подобных качеств, и даже тренировка, например, отдельно силовых качеств, безусловно будет сказываться на скоростных и наоборот. Кроме того, в боевых искусствах это конечно же еще и обоюдный процесс: сами тренировки и специфика поединка, будь то например борьба или ушу, формируют необходимые свойства и психики и тела, однако эти же качества могут тренироваться отдельно, будучи в дальнейшем применимы для решения различного круга задач: от победы в бою до увеличения личностной эффективности в различных областях жизни: в общении, в переговорах, в планировании, в работе, в социуме, в отношениях.. да много где.

Собственно говоря, со времен закладывания основ фехтования и до наших дней, за 700 лет в плане самой структуры и принципов фехтования изменилось мало что, и даже более того - не смотря на то, что современное спортивное фехтование по скоростям, психологической подготовке, общей систематизации, и другим качествам шагнуло далеко вперед, однако в основе своей все равно лежат те же принципы, что и раньше, да и другие лежат и не могут, так как человек по прежнему остался человеком, а фехтование – не важно на чем -  осталось тем же фехтованием: искусством наносить удары не получая их в ответ. Именно поэтому большая часть того, что применимо к фехтованию на длинномерном оружии – применимо и к фехтованию на короткоклинковом оружии, или в современной его интерпретации - к ножевому бою. Подтверждением этого может служить так же то, что столь популярный легендарный ножевой бой в Филиппинских Боевых Искусствах (равно как и палочный) многим обязан Испанской конкисте с их развитым искусством фехтования к моменту вторжения на филипины. Таким образом заглянув в трактаты, или фехтбуки, посвященные фехтованию и дошедшие до наших дней можно увидеть массу интересного: проверенная за сотни лет отработанная техника, сформулированные принципы и приемы,  готовая терминология, огромный практический опыт, подтверждающий практичность, эффективность, а так же обоснованность и смысл каждого действия.

Один из известных современных переводов подобных трактатов звучит как "Учение Мароццо" и посвящен фехтованию рапирой. Именно из него взята цитата эпиграфом к данной статье.

Далее в трех статьях я рассмотрю эти три понятия: чувство времени, быстрота и дистанция - наичиная с последнего, применительно к ножевому фехтованию, а так же предложу парные и одиночные упражнения для развития этих качеств.

ДИСТАНЦИЯ (1).

"Когда стоишь с мечом перед противником, продвинься вперёд, если дистанция слишком велика и ударь. А если сразу стоишь на правильной дистанции, тогда ударь сразу с того места. Думать не нужно."
Одариги Итиун.
"Меч непребывающего Ума"

Эта замечательная цитата в сущности полностью отражает все, что можно было бы сказать о дистанции и работе с ней в бою. Однако, к сожалению, простота этой стратегии не является доступной в самом начале обучения, так как основывается на огромном количестве “кирпичиков”, из которых и строится чувство дистанции, вырабатываясь со временем, посредством тренировок.

В выработке чувства дистанции, лежат те же этапы, как и в любом другом последовательном научении, а именно мы движемся от неосознанного незнания к неосознанному знанию, когда в последствии этот навык оказывается просто “зашит внутрь” и мы пользуемся им бессознательно, реагируя на рефлексах, интуитивно.

Определение.

Дистанция относится к пространственной величине. По сути, весь поединок, проходит в пространственно-временных координатах, в рамках которых и формируются качества бойца – точность, скорость, своевременность, ловкость, координация и проч.

Как таковая дистанция – это расстояние.

Расстояние, в широком смысле - это степень удаленности объектов друг от друга. Расстояние является фундаментальным понятием геометрии. Термин часто используется в других науках и дисциплинах: астрономия, география геодезия, навигация и др.

Таким образом, для последующего развития чувства дистанции, нужно понять главное: расстояние между какими объектами следует учиться оценивать чтобы им управлять.

В случае неспортивного состязания, дистанции в прикладном фехтовании будут зависеть от большого количества компонентов:
- длинна оружия, его свойства и тип наносимого удара (для пореза и укола даже одним и тем же оружием дистанция будет разная, не говоря уже о том, что с того расстояния с которого можно попасть спицей в глаз, нанести поражение опасной бритвой той же длины не получится)
- расстояние от боевой части оружия до цели
- характеристики и местонахождение поражаемой цели
- расстояние в шагах между противниками
- и проч.

Ключевыми же вещами для определения, а так же управления дистанцией являются три компонента – оружие, цель, и перемещения. Формируют рисунок боя именно все три компонента, а не один или два, что и создаёт динамическую систему. При этом, так как для управления бойцу подвластны лишь подвижность его собственного оружия и его же перемещения, то это и есть те основные вещи на которые стоит опираться.

Преимущественно, именно перемещения задают основные типы дистанции, так как оружие может находится до последнего момента в опущенной руке, или же быть спрятанным за спиной, или находится в сложенном состоянии, или оппонент может находится в обратной стойке, с оружием в задней руке - что так же надо учитывать.

Дистанции необходимо знать и ориентироваться в их определении, чтобы уметь действовать наиболее подходящим образом на каждой из них, понимая где какие действия наиболее применимы и вырабатывая соответствующие навыки. Так, на дальней дистанции идет работа только оружием, а при переходе на ближнюю – крайне желательно включение свободной руки для контроля вооруженной руки противника, как при сопровождении своих атак, так и при защите.

Таким образом, в ножевом фехтовании следует выделить следующие дистанции:

1. Сверхдальняя дистанция. Способ восприятия противника – визуальный. Дистанция с которой даже с выпадом нельзя поразить противника. С этой дистанции начинается сближение с противником, или же, уход на эту дистанцию может использоваться в качестве защиты. Риск получения удара на этой дистанции отсутствует, однако в прикладном аспекте, на этой дистанции может быть выполнен бросок ножа, или даже любого другого предмета, как с целью нанести травму, так и вызвать замешательство или срыв зрения (это может быть горсть земли или песка, шапка, сорванная с головы и брошенная в лицо и проч.) для последующего стремительного сокращения дистанции и входа на дистанцию атаки. На этой дистанции так же могут быть использованы другие типы оружия.
2. Дальняя дистанция, или дистанция фехтования. Способ восприятия противника на этой дистанции – преимущественно визуальный.
    С этой дистанции возможно нанести результативный удар только лишь задействовав перемещения - с помощью выпада, прыжка, шага или подшага.

На фото ниже - сокращение дистанции (вход на дистанцию атаки) и укол.


Физически, расстояние внутри этой дистанции может быть разным, даже для одних и тех же противников одинаково вооруженных: Так, в случае выставленного вперед оружия противника, ближайшей целью будет его вооруженная рука, без поражения которой вход на следующую дистанцию атаки опасен. Но! если его вооруженная рука опущена (или спрятана) - то целью может быть что угодно – как голова так и корпус – и естественно тогда, расстояние которое нужно преодолеть для поражения цели уменьшается ровно на длину руки.

Действия, применяемые на дистанции фехтования:

Игра оружием и финты.

Приведу обширную цитату из книги Аркадьева "Тактика в фехтовании":

      "Игра - это своего рода двигательный фон, характерный возникновениями многочисленных поводов для успешного применения не только основных действий, но и подготавливающих. Поэтому игра не должна всецело концентрировать на себе внимание фехтовальщика. Игра имеет положительное значение и как физиологически благоприятный режим для выполнения взрывных, предельно быстрых, решающих, движений.
      Комплексная игра оружием и дистанцией представляет собой слитное выполнение отдельных, связанных воедино предварительных приемов атаки, различных действий и совсем неопределенных движений. Это непрерывное или лишь изредка прерываемое "холостое" движение оружием и ногами призвано решать целый ряд тактических задач, часто даже не вполне осознаваемых бойцом. Фехтовальщики приходят к игре оружием и дистанцией даже тогда, когда их этому не обучали.
      Все сформировавшиеся фехтовальщики приобретают свою игру, в которой их индивидуальность проявляется с большей силой, нежели в других действиях, поскольку здесь нет жесткой необходимости всегда придавать движениям определенную техническую форму.
      Основное назначение "холостого" движения оружием и ногами-это вызывание дистанционных ошибок у противника и маскировка начала 'Своих решающих действий. Видя перед собой оружие противника в постоянном легком движении, сочетаемом с чередованием быстрых коротких шагов вперед и назад, притоптываниями, обозначением нападений посредством ложного . выпада и т. д., фехтовальщик не всегда имеет возможность своевременно определить рискованную, опасную для себя близость и начало решающего действия противника.
      Характерной особенностью игровых движений являются периодические и неглубокие вторжения в зону рискованной близости к противнику как телом, так и оружием. В этом случае играющий дистанцией то входит в дистанцию, в которой уже бездействовать нельзя, то снова выходит из неё, оставляя линию нормальной боевой дистанции где-то между точками своего приближения и отдаления. Тем не менее противник не успевает воспользоваться мгновенными приближениями фехтовальщика, так как они слишком мимолетны, чтобы можно было совершить в этот момент атаку.
      Возникает ситуация, выгодная для играющего дистанцией, так как одно из своих сближений он может развить в действительную атаку, начав ее с дистанции, в которой противники в бою не стоят.
      Таким образом, игра дистанций не только маскирует начало атаки, но и позволяет ее начать с укороченной дистанции. Но, как известно, нет приема, который не имел бы своего опровержения. Чрезмерная ритмическая размеренность в изменении дистанции может позволить противнику, упреждая движение вперед, самому устремиться в атаку и использовать момент сближения для нанесения укола-удара.
      Еще больший эффект может дать игра дистанцией с выдвижениями вперед оружия в захватах, батманах, нажимах или показах укола-удара. Эти приемы имеют целью обезопасить себя в момент приближения к противнику посредством своевременного занятия оружием положения угрозы.
      Игра оружием и дистанцией может решать и широкую задачу - вывести противника из состояния статической собранности посредством "расшатывания", на фоне которого легче найти повод для начала неожиданной атаки.
"

Фехтовальный термин игра оружием, безусловно, так же применим и к ножевому бою, в случае, если только не осуществляется скрытое нападение или реагирование на внезапную атаку, а так же если боец не работает из положения опущенной руки с оружием или в обратной стойке, тем самым выбирая иную тактику ведения боя, что так же может быть обосновано.

Таким образом, при оружии в передней руке и при наличии дистанции между противниками, игра оружием является желательной, если не необходимой, для перехода с дистанции фехтования на дистанцию атаки, т.к. чтобы сделать это максимально безопасно для себя, крайне желательно “обработать” внимание противника подготовительными действиями, чтобы он перестал быть сфокусированным и готовым к вашей атаке.

Игра оружием в ножевом бою состоит в основном из атакующих и нейтральных действий.

- Атакующие действия, а так же финты, выполненные в сторону противника, призваны управлять дистанцией (например сдерживать противника ложными выпадами), раскрывать противника, т.е. готовить реальные атаки, а так же просто управлять его вниманием, путем психологического давления преимущественно двух типов:
Взвинчиванием темпа – т.е. быстрыми, скоростными движениями оружия, что значительно перегружает визуальное восприятие при попытке отслеживать все, что происходит.
Замедлением темпа – то есть медленными движениями оружия, что приводит к созданию ощущения угрозы из-за направленности оружия на противника в совокупности с телесной демонстрацией своих намерений его применить.

- Нейтральные действия призваны больше стабилизировать свое собственное состояние, и не направлены явно в сторону противника. Такого рода действия сродни танцевальным движениям (а часто в случае традиционных систем и идут корнями оттуда), которые кроме того, могут привлекать внимание противника, управлять им, и запутывать – то, что называется фразеологизмом “усыпить бдительность”. Простой способ начать создавать подобные действия самому, это отработав пару минут бой с тенью (то есть бой с воображаемым противником) – мысленно убрать воображаемого противника, но при этом сохранить все предыдущие технические действия. Таким образом, на какое-то время движения, имевшие смысл в случае боя с воображаемым противником – станут абсолютно бессмысленными, так как будут лишены явной цели. Однако, в случае продолжения выполнения этого упражнения довольно легко будет найден внутренний смысл, то есть своеобразное состояние игры, или опять же, потоковое состояние.

Для примера, можно выделить некоторые типовые схемы игровой манеры движения клинком:
- преимущественно, их можно описать геометрическими фигурами: круги, восьмерки, спирали, овалы. Возможны так же различные маятниковые движения по основным направлениям типа: вперед-назад, верх-низ, лево-право, ну и, конечно, хаотичные движения сочетающие в себе основные потенциальные углы атаки.

Как итог, важно помнить о том, что основной смысл игры оружием на дистанции фехтования заключается в сочетании готовности к атаке И готовности к защите, а так же умении переходить от одного к другому и балансировать между ними. В противном случае, если пропадает некоторая жизненность движений и остается лишь механистичность, не отвечающая событиям в настоящем моменте – такой рисунок может легко прочитаться опытным фехтовальщиком и быть использован для проведения безнаказанной атаки.

3. Ближняя дистанция или дистанция атаки, это дистанция с которой можно нанести удар без использования перемещений. Способ восприятия противника на этой дистанции – преимущественно тактильный.

Если рассматривать конфликтные ситуации, или ситуации самообороны, то большая их часть начинается уже на этой дистанции. Стоит отметить так же, что в сущности, дистанция атаки и обычная разговорная дистанция, в которой обычно и общаются люди – это одна и та же дистанция. Это же и является сложностью, так как при внезапной атаке защититься с этой дистанции может быть проблематично. Классическими советами применительно к общению с потенциально агрессивно настроенными людьми является сдерживание их на дистанции вытянутой руки, сохраняя свое личное пространство, а так же разрыв дистанции в случае внезапной атаки и выход на дистанцию фехтования – как с целью оценить возможную опасность и принять рациональное рещение, так и с целью достать оружие с целью самозащиты в критической ситуации.

Если же рассматривать эту дистанцию уже в процессе ведения боя с использованием короткоклинкового оружия, то наиболее значимым моментом здесь является крайне желательное использование свободной руки с целью контроля вооруженной руки противника, по причине того, что как вход на данную дистанцию с дистанции фехтования, так и нахождение на ней – всегда потенциально опасно обоюдным поражением.

Обоюдка (грудная клетка-шея):

4. Клинч : дистанция на которой в ножевом бою появляется потенциальная возможность колоть в спину противнику повернутого к вам лицом. Способ восприятия – тактильный.

Крайне нежелательная дистанция применительно к ножевому бою. Обычно оба бойца ее стараются избегать в виду сложности контроля оружия противника. Однако надо помнить, что на этой дистанции уже применимы и хорошо проходят удары локтями, коленями и головой, что зачастую оказывается уместнее, чем работа клинком.

Кроме того, следует так же сказать что по причине того, что дистанция это динамически изменяющаяся компонента зависящая еще и от цели, как я и писал выше, то полезно не только развивать чувство дистанции только лишь в том аспекте - достаете или не достаете вы, своим оружием, но и достанет или нет ваш оппонент со своей длинной рук, ног, растяжкой и длинной оружия до вас.

Краткий итог по дистанциям в ножевом бою:

Дистанция Способ восприятия дистанции и противника Технические действия Использование невооруженной руки
Сверхдальняя Визуальный Метание, отвлечение внимания Нет
Дальняя или фехтования Преимущественно визуальный Игра оружием, финты, удары с сокращением дистанции Нет
Ближняя или атаки Преимущественно тактильный Финты и любые удары Крайне желательно
Клинч Тактильный Удары, броски, выведения из равновесия Да

 

Упражнения на развитие чувства дистанции.

Общего характера.

Различного рода парные спарринговые упражнения, например:

  • Обоим фехтовальщикам разрешено наносить удары только лишь по конечностям.
  • Номер 1 ведет бой с опущенной рукой, нанося все удары из этого положения и делая упор на перемещения, номер 2 ведет бой с намеренно выставленной вперед рукой с оружием в фехтовальной позиции и активно применяя различные финты.
  • Номер 1 имеет право наносить удары только по конечностям оппонента – номер 2 может бить куда угодно.
  • Номер 1 не может использовать перемещения, кроме вращений в сторону противника, но может наносить любого рода удары. Номер 2 может наносить удары только в корпус или голову.
  • В паре оба фехтовальщика работают с реальным заточенным оружием, сохраняя дистанцию фехтования. Оба показывают начало различных ударов, не переводя их в дистанцию атаки, а так же активно используют игру оружием и финты.
  • Оба в паре находятся на дистанции атаки, и не сходят с нее, и при этом могут наносить любые удары.
  • Спарринговые упражнения в хорошей защитной экипировке для предотвращения травм с выключенным в зале светом или на улице в темное время суток.
  • Спарринговые упражнения на имитациях оружия разной длины.

Специализированные упражнения на развитие зрения.

"В стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие -словно издалека."
Миямото Мусаси, Книга 5 колец.

Глазомер – умение визуально, «на глаз» (не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств), определять размеры предметов и элементов; параллельность и непараллельность линий, плоскостей, элементов; симметричность элементов, углов и т.п.; расстояние между предметами, элементами.

Все упражнения на развитие глазомера основываются на умении зрительно запоминать те или иные эталонные размерные величины и сравнивать запоминаемое с тем, что необходимо измерить. Хорошо, для развития глазомера, знать длину своего шага, свой рост, и толщину пальцев, чтобы использовать их как эталлонные для проведения измерений.

Хороший глазомер – полезный навык не только для фехтовальщиков, но и художников, скульпторов и гравировщиков, охотников и проч. Развитие глазомера способствует улучшению зрительного восприятия и логического мышления, а также укрепляет память человека. Лучше всего это умение развивается в детском возрасте: мозг ребенка впитывает новые знания, как губка, поэтому зачастую мы видим, что у детей абстрактное мышление развито лучше, чем у взрослых.

Развитие глазомера следует в трех направлениях:
• измерение размеров элементов и расстояний между ними;
• определение симметричности предметов;
• определение параллельности линий, углов.

Преимущественно, для целей фехтования, особую ценность представляет развитие глазомера именно для определение размеров и расстояний. Так, простейшее упражнение будет следующим:

Упражнение ( На развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)): Учимся определять размеры и расстояния.

Разложите на столе перед собой несколько мелких предметов (например, монеты разной величины, гайки и шурупы, гвозди, пуговицы и т.д.) и линейку. Не прикладывая предметы к линейке, постарайтесь определить их точный размер. Для начала зрительно сравните деления на линейке и размер предмета. Достигнув неплохих результатов, усложните задание – определяйте размер предмета «на глаз», а линейку используйте лишь для контрольной проверки. Аналогичное упражнение проделайте и с определением расстояний между вещами. Когда вы с легкостью научитесь определять размеры мелких предметов, замените их элементами более сложной формы: например, гуляя по улице, определяйте размеры домов, улиц, машин и расстояния между ними. Так же тренируемся в определении расстояний, раскладывая предметы произвольным образом, и оцениваем на глаз, как далеко они расположены друг от друга. Было бы неплохо выработать у себя привычку определять линейные размеры у предметов сложной формы, особенно в обстановке, когда сознание на это не настроено. В последствие такой навык поможет в подборе инструмента или крепежа, заправке сверл или штихелей, и т.д.
 

Фокусировка-расфокусировка.

Как простой механизм, именно фокусировка зрения позоволяет переходить от зрительного восприятия на дальних дистанциях объектов(противника), к переводу внимания больше на себя и свои ощущения - вблизи, т.е. к тактильному восприятию ситуации, противника, дистанции и тд.

Можно сказать, что таким образом, сам фокус - является своего рода инструментом концентрации или деконцентрации внимания - в одном случае заставляющий полностью собраться и сосредоточиться на цели, а в другом расслабиться, и реагировать на происходящее более интуитивно.

Простым упражнением является полезная для мышц глаза фиксация взгляда на собственном пальце или любом другом объекте, на расстоянии нескольких сантиметров от лица, и затем перевод внимания вдаль, на линию воображаемого горизонта, с задержкой по несколько секунд.

Переферийное зрение.

Расфокусированное зрение лишает возможности зрительно сосредоточиться на какой-то одной цели, но зато дает возможность охватить гораздо больший угол обзора. Кроме того, всем практикующим боевые искусства, известно что скорость восприятия именно переферийным зрением выше, что и дает возможность реагировать быстрее на действия противника. В случае не спортивного спарринга, при ведении боя против нескольких противников это особенно актуально.

 Одно из несложных специальных упражнений, развивающих периферийное зрение, состоит в следующем. Надо устремить спокойный взгляд вдаль и, не фиксируя его ни на чем и не обращая его в сторону, медленно поднять руки вперед. Делая пальцами или кистями любые движения и постепенно разводя руки в стороны и далее чуть за спину, надо стараться воспринимать характер этих движений. Вначале они должны быть более простыми и заметными, затем более сложными и едва уловимыми.

 Чем дальше от центра на периферию будут перемешаться руки, тем более смутно будут восприниматься эти движения. Так и должно быть, если не поддаться искушению перевести взгляд прямо на то, что движется сбоку или чуть сзади. Главное здесь выработать способность улавливать на периферии взгляда малейшие движения и сразу оценивать их характер.

Данному принципу тренировки можно следовать также в работе с партнером или двумя партнерами, которые руками рисуют в воздухе геометрические или иные фигуры, цифры, буквы, сжимают или разжимают кулаки, берут в руки различные предметы и т. д. Они могут задавать контрольные вопросы относительно движущихся объектов, их конфигурации, направления движения и т. п.

 При достаточной изобретательности можно включить в тренировку упражнения не только на расширение бокового зрения, но и на освоение вертикальной и диагональной осей периферии, то есть на выработку способности воспринимать то, что происходит внизу и сверху от оси «пересекающего» взгляда, во всех угловых зонах. Аналогичные упражнения можно выполнять и в других позициях, например, повернув голову вправо или влево, устремляя пересекающий взгляд в соответствующем направлении лежа на спине и т. п.

 

Специализированные упражнения на развитие тактильного восприятия.

Тактильные ощущения - это форма кожной чувствительности. На развитие тактильного мышления и восприятия противника очень много упражнений почти в каждом контактном боевом искусстве, откуда и можно черпать различные методики (Туйшоу, чи сао, борьба и проч )

Так, очень много упражнений построено на принципе “липких рук”, развивающих чувствительность, которая позволяет контролировать противника и на ближних дистанциях. Сюда же, конечно же относятся и всем известные "дриллс" в Филипинских Боевых Искусствах.

Самым же простым способом, закладывающим основы развития тактильного восприятия, является просто выполнение некоторых одиночных упражнений (ударов, перемещений) с закрытыми глазами. Это позволяет развивать чувство собственного тела, его границы, и положение в пространстве. Полезны так же просто перемещения, например по лесу с завязанными глазами по времени не меньше чем 30-40 минут. Это упражнение можно делать как самостоятельно, так и в паре, где второй человек идет чуть поодаль и страхует первого, будучи готовым вмешаться и изменить направление перемещения в случае возможной опасности (водоем, овраг и тд).

Хорошим упражнением, так же приучающим реагировать тело на внешний стимул, является силовое надавливание имитацией клинка, имитирующее укол или порез на партнере с закрытыми глазами. Задача того, у кого закрыты глаза - в первую очередь убирать поражаемую зону, лишь ощутив контакт, а в последствии - так же подключать работу рук на уводы, сбивы, подхваты и прочее.

Не менее полезно применять различного рода упражнения типа аутогенной тренировки, статические упражнения по типу цигун или йоги, трансовые упражнения - все что позволяет переориентировать внимание снаружи - внутрь, направить его на свои переживания и ощущения. Таким образом развивающиеся чувство себя и чувствительность станут основой для того, чтобы посредством тактильных переживаний воспринимать и внешние объекты.

Отдельно следует выделить упражнения направленные на развитие баланса и вестибулярного аппарата.

В целом, умение балансировать не имеет прямого отношения к развитию чувства дистанции, однако развитый навык ощущения положения себя в пространстве и способность центрироваться -  косвенно, конечно, связаны с оценкой расстояний, а так же помогают лучше себя чувствовать в ближних дистанциях в бою. Кроме того, чувство равновесия помогает оставаться стабильным эмоционально и трезво оценивать ситуацию.

Вестибулярный аппарат ( лат. vestibulum — преддверие), орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха.

Упражнения на развитие:

  • Вращение в течении 30 секунд с закрытыми глазами на месте вокруг своей оси и спаринг сразу же по истечению времени.
  • Различные парные упражнения на сталкивание друг друга по типу:
    - Оба в паре стоят лицом друг к другу, и касаются раскрытыми ладонями ладоней же партнера. Обоюдная задача: путем проваливания, или толчка руками заставить партнера потерять равновесие и оступиться.
    - Оба в паре стоят на одной ноге, сцепившись голеностопами свободных ног в воздухе и точно так же, как и в предыдущем упражнении, пытаясь столкнуть друг друга.
  • Прыжки на месте с отталкиванием двумя ногами на вращение вокруг своей оси на 180, 270, 360 и более (если получается) градусов.

Психологическая дистанция.

Умение чувствовать себя комфортно на любой дистанции в бою, а так же сохранять или навязывать наиболее удобную себе дистанцию, находит, конечно же отражение и в обычной жизни. Существует так же термин Психологическая дистанция, отражающий степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения.

Психологическая дистанция фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека.
Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

  • Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;
  • Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;
  • Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.

Психологическая дистанция может быть представлена в параметрах длины (короткая - длинная) и силы (слабая – напряженная). Параметр длины характеризует расстояние от Я одного человека до Я другого в психологическом пространстве и связан с переживанием ограниченности Я каждого из участников взаимодействия.
Параметр силы определяет заполненность психологической дистанции содержанием Я участников общения, меру представленности разных модальностей психической реальности (мыслей, чувств, желаний, возможностей) каждого из них в конкретный момент времени или в течение определенного временного промежутка. Этот параметр переживается как значимость другого человека. Значимость другого связана с удовлетворением им определенных потребностей субъекта (чем больше потребностей он может удовлетворить и чем потребности выше в своей иерархии, тем больше значимость другого, тем сильнее его воздействие на свойства психической реальности субъекта).
Параметры длины и силы прямо коррелируют друг с другом: чем короче психологическая дистанция до определенного человека, тем более напряженной она является, чем сильнее переживание собственной ограниченности, тем большее влияние приобретает другой человек, тем больше его значимость (По Медведская Е. И. "Мы глазами детей").

Так как бой, это столкновение или соревнование не только физического характера, но и во многом психического, то хорошим упражнением на интеграцию и понимание взаимосвязей дистанций боя и психологической дистанции является, пожалуй, авторское упражнение, в котором предполагается вербально общение вслух на любые темы между людьми, ведущими тренировочный спарринг (например с поражением только рук). Желательно при этом чтобы тема разговора была интересной (!) для двоих, предполагался диалог и при этом общение оставалось осмысленным.  (стоит упомянуть, что в классическом фехтовании обмен ударами называется буквально - "обмен фразами").
Кроме того, данное упражнение так же может быть использовано для выработки психологических защит при вербальной агрессии, без которой редко обходится какой-либо физический конфликт, а так же позволяет манипулировать психологической дистанцией, влияя тем самым на состояние оппонента или стабилизируя своё, одновременно с манипулированием дистанцией боя. В последствии обучаемый научается управлять психологической дистанцией в бою без использования вербалики, в сущности на языке тела, что является уже темой отдельной статьи, посвященной подстройке-отстройке и невербальному влиянию на состояния других людей.

Заключение.

Приведенных выше упражнений более чем достаточно, чтобы при систематическом их выполнении на групповых или самостоятельных тренировках восприятие дистанции в бою, а так же умение ею манипулировать значительно возросло. Многие из этих упражнений активно и успешно используютcя мною при обучении по программе Flowknife, давая заметные, хорошие результаты.

В последующих статьях подобным же образом будут разобраны чувство времени (или тайминг), а так же быстрота, с сопутствующими парными и одиночными упражнениями на развитие данных качеств.

Рекомендуемая и использованная литература:

  • Турецкий Б.В. Обучение фехтованию (2007)
  • Градополов К.В. Бокс (1965)
  • Учение Мароццо.
  • Судзуки Тантаро. Дзен и фехтование.
  • Миямото Мусаси. Книга 5 колец.
  • Бернштейн. Развитие ловкости.
  • Медведская Е. И. Мы глазами детей: Экспресс – диагностика личностных особенностей младших школьников.

 

 

 

 

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020