Трехпозиционное описание и боевые искусства.

Опубликовано в

Трехпозиционное мышление. Применение моделей НЛП в боевых искусствах.

В сущности, если посмотреть со стороны, то любой поединок (конфликт), можно рассматривать как невербальную коммуникацию двух (или более) людей, а значит, при их взаимодействии будут работать те же законы и принципы, которые работают при обычном общении. Интересно, например, что в фехтовании обмен ударами называют “обмен фразами”, что так же напрямую указывает на сходство общения, коммуникации и боя, или спарринга. Кроме того, давно не секрет, что 80 % обычного общения составляет невербальное общение, или так называемый “язык тела”, что опять же указывает на близость и родство коммуникации и боевых дисциплин, в которых именно невербальная, или телесная составляющая и является сутью происходящего. Вследствии подобных наблюдений, напрашивается вывод исследовать наиболее успешные коммуникативных стратегии и модели применительно к бою.

Насколько мне известно, никто до этого не занимался подобными вещами, однако мой личный опыт сращивания подобного взгляда на бой и многолетней практики контактного фехтования на различных видах оружия, показывает большую эффективность и перспективы данного способа описывать искусство ведения поединка.

Одной из базовых, наиболее известных моделей в НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование, одной из областей которого является изучение и моделирование мастерства коммуникации во всех аспектах) является модель 3 позиционного восприятия.

Позиции восприятия – это точки зрения, которые полезно использовать, рассматривая взаимодействие между вами и другими людьми. Стоит так же помнить, что модель – это не реальность, а лишь способ ее описывать, и рассматривать модели имеет смысл с точки зрения практичности – может ли предлагаемое описание расширить ваши возможности, добавить новых перспектив и принести пользу?

Так, классически, в НЛП выделяются следующие позиции восприятия:

  • 1-я позиция (Я сам(а) ) – оценка событий со своей собственной точки зрения, связанное со своей собственной системой ценностей. Восприятие внешнего мира своими глазами, ушами, чувствами. Эту позицию так же часто называют Ассоциацией.
  • 2-я позиция (Другой) – оценка событий с точки зрения другого человека, связанная с его системой ценностей. Восприятие внешнего мира чужими глазами, ушами, чувствами..
  • 3-я позиция (Наблюдатель, или МЕТА позиция) – оценка событий с точки зрения независимого наблюдателя (системы), не связанная с убеждениями и предположениями первой и второй позиции. Подходящей метафорой для 3 позиции является Видеокамера, или бесстрастная видеосъемка. 3 позицию так же часто связывают с Диссоциацией.

Считается, что успешный переговорщик, должен гибко использовать все три позиции восприятия, и своевременно переключаться между ними:

  • для сбора информации, анализа, контроля – уметь видеть себя и всю ситуацию со стороны;
  • для чувствования и понимания своего партнера по переговорам – иметь доступ к его переживаниям, его видению происходящего;
  • для того чтобы действовать и вести процесс к своим целям – быть в контакте с самим собой и уметь отстаивать свои интересы;

Применительно к боевым искусствам, каждая из позиций имеет свои плюсы, которые при излишнем “залипании” в одной позиции могут превращаться в минусы.

Минусы, или слабые стороны.

Так, нахождение в 1 позиции без навыков доступа к двум другим является своебразной зацикленностью на себе, увлеченностью своими переживаниями, так что при этом могут проявляться:

- неспособность критически оценить себя или обстановку, отрыв от реальности
- неумение чувствовать напарника или противника, его намерения, настрой и цели.
- залипание в собственных негативных (или позитивных) эмоциях или чувствах, таких как ярость, неконтролируемая агрессия, страх, сомнения и проч.

Крайним негативным проявлением 1 позиции является состояние аффекта, в котором человек не может контролировать свои действия или как-то соотносить их с окружающими людьми, а так же оценивать их адекватность со стороны. Кроме того, любой конфликт является стрессовой ситуацией, и при отсутствии навыков диссоциации может приводить к “погружению в происходящее с головой”, что и чревато потерей какого бы то ни было контроля над происходящим.

2 позиция
Соответственно человек, воспринимающий по большей части (пускай и в какой-то отдельной ситуации или контексте) мир (поединок, спарринг, конфликт) через фильтры восприятия другого человека, будет значительно больше подвержен его же состояниям, его мыслям и его оценкам. Другими словами, это значит, что он не достаточно хорошо может чувствовать и удерживать свои границы, или границы “себя” (1 позиция), а значит, ему с легкостью передаются все состояния его оппонента (который в том числе может намеренно транслировать дискомфортные состояния и подавлять его). В особенности легко на подобных людей будут влиять угрозы, или в спарринговом исполнении – финты.

3 позиция
Находясь целиком в 3 позиции и будучи диссоциированным от своих ценностей, своих состояний и своего самоощущения, такой человек в сущности не проживает этот момент в полном смысле этого слова, являясь (наблюдателем) тенью самого себя, и может быть гораздо легче подвержен влиянию нерационального, то есть сильных эмоций и чувств. Будучи не в контакте с собой такому человеку легче потерять мотивацию, а значит и смысл того что он делает, оказавшись как будто бы подвешенным в пространстве. Отсутствие мотивации и смысла, в критической ситуации, легко приводят к беспомощности, т.е. неспособности проявить себя и встать на защиту своих интересов.

Сильные стороны и базовые способы развития позиций восприятия.

Проанализировав собственные состояния, вы с легкостью сможете обнаружить, к какой из трех позиций восприятия у вас есть большая склонность, что означает что остальные являются для вас зоной роста.
Так, сильная сторона 1 позиции будет в развитии в первую очередь ассоциированных эмоций, чувств и состояний. Другими словами, речь идет о том, чтобы иметь доступ к вашим собственным ценностям, то есть тому, что для вас важно и значимо здесь и сейчас, а значит знать и чувствовать, что вы защищаете в конфликтной ситуации и быть готовым отстаивать свои интересы. Быть ассоциированным - это ощущать и чувствовать себя, свои переживания, принимать их, жить ими, и относиться ко всему что с вами происходит. Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают. Что вы чувствуете сейчас? Уделите внимание себе, вашим внутренним переживаниям, своим ощущениям и телу. Постарайтесь не описывать это словами, а именно проживать состояниями. Вспомните ситуации когда вы были искренне и открыто выражали свои чувства. Представьте, как вы могли бы использовать такое восприятие в бою.

Развитие второй позиции же связано с умением становиться как будто другим человеком. Ключевым элементом на этом пути будет являться развитие эмпатии, без которой невозможно наиболее полное принятие безоценочного восприятия другого человека.
Так, выделяют 3 базовых способа доступа ко второй позиции другого человека:
1) “Как если бы”. То есть как если бы вы просто стали и были тем человеком, информацию о состоянии которого вы хотите получить. Про этот способ ещё часто говорят “примерить тапки другого человека”, или “посмотреть на мир чьими то глазами.”
2) Визуальный. Подходят любые визуализации, помогающие получить доступ к позиции другого. Так, например, можно представлять, что вы выплываете из своего тела и становитесь другим, входя в его оболочку.
3) Отзеркаливание, или копирование. Способ доступный всем с раннего возраста, так как обучение через вторую позицию, один из наиболее простых и естественных вариантов обретения желаемых навыков. Все мы, когда-то, будучи детьми, стремясь научиться чему-то, просто копировали действия взрослых, в каком то смысле через это становясь ими.
В перспективе, при достаточно хорошо развитом навыке второй позиции, возможно ощущать другого человека как самого себя, а это значит быть в курсе его переживаний и настроя, мышечного тонуса, способностей, задумок, того как он видит и оценивает вас и проч и проч

3 позиция, или взгляд со стороны, связана в первую очередь с умением визуализировать то, что вы ощущаете или чувствуете. Так, чувство страха, или дискомфорта (ощущения в 1 позиции), может быть трансформировано через наблюдение за ним свои мысленным взором (т.е. механизм Диссоциации, разотождествления). Распространенным примером, так же помогающим в собственном развитии как бойца, является исследование видеозаписей собственных спаррингов и отработок. Наверняка, все кто смотрел на себя со стороны первые разы, сразу же замечал множество нюансов, которые просто не мог осознавать будучи погруженным (Ассоциированным) в выполнение упражнения или увлеченным динамикой боя. Когда же на видео вы видите кого-то, кто является вами, то и оценивать его, а значит и работать с образом себя проще. Простым вариантом, частично заменяющим видеокамеру могут быть отработки перед зеркалом, в последствии с заменой их на умение представлять себя со стороны, причем при необходимости делая это довольно детально, и даже меняя точку обзора, как в голливудских фильмах (сверху, сбоку и тд). Таким образом вырабатываются такие качества как внимательность, контроль, точность, невозмутимость, отрешенность, невосприимчивость к боли, умение отслеживать и паттернизировать (выделять структуру) поведение и стратегии оппонента и проч. Использование третьей позиции восприятия находит широкое отражение во многих психотехниках, призванных научить бойца отрешенности от самого себя.
Так, популярной медитацией у Японских самураев была медитация на смерть, когда изо дня в день отрабатывалась визуализация собственной гибели, в различных вариациях: протыкаемого копьями, стрелами, зарубаемого мечом и тд.
Очевидно, что целью подобных практик было разотождествление или потеря собственного Я (умирание), что и приводило к ясности ума и спокойствию духа, т.к. нервничать становилось просто некому.

Таким образом, очевидным и наиболее успешным решением является умение гибко комбинировать в себе плюсы каждой из позиций, развивая в себе их сильные стороны, и что гораздо важнее – обретая навык самому переходить из позиции в позицию, сообразно целям и задачам. После этого, в дальнейшем, из комбинаций данных способов воспринимать, уже можно будет создавать свои собственные стратегии.

Комбинации.

Понимание, и проработка данной модели может дать больше чем вы ожидаете. Фактически за каждой из этих позиций скрывается своё восприятие мира, и лишь практический опыт умения переходить от одной позиции к другой создаст в последствии навык быстрого бессознательного использования этой модели, в том числе в бою.
В простейшем же тренировочном варианте, для отработки можно предложить следующую последовательность:

1 фаза – сбор информации, подготовка
1. Перед началом спарринга. Ассоциироваться в тело и свои переживания. Сфокусироваться на себе, собраться.
2. Выйти в третью позицию, добиться безоценочного взгляда со стороны на себя, оппонента (спарринг-партнера), и ситуацию в целом.
3. Занять вторую позицию. В ней собрать информацию о состоянии оппонента, о том как он воспринимает вас.
2 фаза - создание правильного настроя
4. Вновь выйти в третью позицию. Используя полученную информацию в п1-3 дать себе (видя себя со стороны) рекомендации по ведению боя. Мысленно добавить необходимых качеств. Дополнительно, можно так же воздействовать на образ оппонента и поменять его на более удобный. 
3 фаза - действие
5. Ассоциироваться в 1 позицию. Начать спарринг.

Пункты 1-4 можно повторять несколько раз до получения желаемого результата.

Стоит отметить, что в различных вариациях (с другой терминологией) элементы этой модели безусловно применялись и применяются эффективными спортсменамм и тренерами, просто в силу эффективности самих методов.
Так, например, подготовка к чемпионским боям в боксе (или других видах спорта) обязательно включает анализ видеозаписей оппонента, что подразумевает как умение оценивать его способности и качества со стороны (3 позиция ) так и умение становится им чтобы лучше понимать изнутри логику его действий (2 позиция).

Кто - кого ?

И все же у большинства бойцов (спортсменов) есть излюбленная манера вести бой (стиль, школа) которая так же характеризуется ведением боя в какой-то из позиций преимущественно. Здесь стоит отметить, что есть своеобразная логика того, что можно противопоставить одной позиции или другой. В самом примитивном варианте, можно говорить о преимуществах

  • первой позиции над второй,
  • второй над третьей,
  • и третьей над первой.

Перспективы, системное мышление.

На текущий момент, можно выделить так же дополнительные позиции восприятия, которые порождаются из интеграции и обобщения предыдущих трех.

Применение их для боевой тематики может быть особенно интересным и перспективным.

4 позиция. "Мы" или "система".
Фактически, данная позиция объединяет в себе все предыдущие три, и включает в себя идентификацию с системой, или с самим взаимоотношением между элементами, давая опыт быть частью чего-то большего, чем отдельные элементы.

И если предыдущие три позиции будут ориентированы скорее на различия между 1 и 2 второй позицией, где цели для каждого будут довольно дискретны, и описываемы в терминах выйгрыш-пройгрыш, что и будет создавать конкуренцию (отличный пример подобной модели в действии – это соревнования), то доступ к 4 позции будет ориентировать на процессуальное, потоковое восприятие происходящего, где та же конкуренция будет лишь основой для целей и ценностей иного порядка, таких как: развитие, обучение, совершенствование себя и проч.
Так, хорошим примером будут тренировочные спарринги одноклубников, у которых может быть достаточно хорошо проявлено объединяющее их "мы", которое не смотря на стремление каждого выйграть, при этом позволяет обоюдно развиваться.

Использование модели трехпозиционного описания при обучении и самообучении.

Хорошим способом саморазвития может быть умение после каждого спарринга, упражнения или тренировки давать самому себе обратную связь. Зачастую, подобные действия проводятся в большинстве школ и клубов тренером и носят характер разбора полётов. Предлагаемый же формат несколько отличается от привычных своей особенной фокусировкой на позитивной стороне оценок, и, кроме того, обратная связь может даваться как другим человеком, находившимся в позиции наблюдателя (тренером, напарником, и тд), так и самим собой с целью самообучения. Это в свою очередь подразумевает отработанный навык выходить в 3 позицию, чтобы уметь видеть себя со стороны и анализировать произошедшее.
Формат предлагаемой обратной связи состоит из двух вопросов:
1) Что было хорошо?
2) Что можно было бы сделать лучше?
или Что улучшить?
В отличие же от фокусировки на ошибках, которая с легкостью приводит к чувству досады, раздражения, вины, или потери мотивации, подобный формат переориентирует сознание на успех, направляя себя к лучшим результатам.

Эти, и другие модели НЛП используются при обучении по программе Flowknife.

Литература

  • Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию (Л.Деркс, Я.Холландер)
  • Энциклопедия системного НЛП и нового кода НЛП (Дилтс, Делозье, Эпштейн)

 

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020