Добавить в избранное О проекте. Шпоры по истории Узбекистана Вид работы:. Все ответы на вопросы по истории. Скачать ответы на вопросы Читать текст online Посмотреть все ответы на вопросы. Теоретико-методологические основы изучения истории. Предмет науки "Истории Узбекистана". В воспитании духовности, одним из важнейших её истоков является историческая память, без которой как отмечал наш президент, нет осознания настоящего и будущего.

Именно поэтому курс Истории Узбекистана преподается во всех ВУЗах республики. История человеческого общества — это наука, изучающая развитие цивилизации во всей её конкретности и многообразии, познающая закономерности развития человечества в его прошлом и настоящем.

Предметом науки называется круг основных изучаемых вопросов. Для Истории Узбекистана наиболее важными проблемами являются: Средняя Азия как один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Первые государственные образования в регионе. Развитие духовности народа региона. Этническое формирование узбекского народа. Возрождение науки, культуры, богословия в средние века и настоящее время. Развитие Туркестана как колонии царской России сер.

Проблемы тоталитаризма в советский период гг. Каждая наука имеет свой метод изучения. Два основных принципа при изучении истории Узбекистана являются основополагающими: Сущность принципа историзма сводится к тому, чтобы анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривались: Нельзя выводы из одного исторического времени переносить на другое. Во-вторых, во взаимосвязи со всем, что параллельно и одновременно происходит в других государствах и регионах мира, поскольку человеческое общество — это системное понятие.

В-третьих, правильные выводы можно сделать, лишь учитывая конкретный опыт истории. Агностический, утверждающий, что познать историческую сущность и деятельность человека в исторических реалиях невозможно. Формационный подход общественно-экономические формации.

Цивилизационный подход Исторически первые два изжили себя. Их нельзя противопоставлять, наоборот, их нужно синтезировать, не забывая об их неоднородности. В основу произведения И. Желание знать свое прошлое, свои корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа — человек, который может мыслить самостоятельно, его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю.

Уроки истории воспитывают волю, учат бдительности. Узбекистан с обретением независимости получил возможность восстановить свою правдивую историю. В советское время многие исторические события, деятельность исторических личностей искажались, анализировались через призму классового идеологизированного подхода; многие имена были забыты.

Для написания правдивой истории сначала надо определить целостную концепцию, то есть программу исследований, выделить научные методы изучения, поставить конкретные задачи, вопросы на которые необходимо найти ответы. Это начало сложной и длительной работы. Далее в связи с требованиями времени необходимо пересмотреть деятельность института истории, археологии, Востоковедения при академии наук РУз, подойти критически к деятельности историков, ученых, оказать им материальную помощь.

Учебные заведения необходимо укомплектовать исторической литературой. Создание научной правдивой истории должно стать актуальной задачей для широкой общественности. Основная задача историков Узбекистана — создание правдивой истории с научной точки зрения. В своем произведении И. Каримов говорит, что о народе узнают не по его названию, а по его культуре.

Узбекский народ имеет все основания, чтобы называться духовно богатой и независимой нацией, так как мы наследники великих мыслителей Востока Улугбек, Ибн Сино, Беруни, Навои, Фараби и др. Богатое культурное наследие — один из источников идеологии национальной независимости. Очень важно знать, как шел процесс развития культуры, какие факторы способствовали этому.

Культура — результат деятельности ни одного народа, а многих этнических групп, проживающих на данной территории. Народ и его культура остаются навсегда, а переселенцы и покорители уходят. В своей работе И. А ведь наш народ появился на мировой арене давным-давно, своей культурой, своей жизнью, историей он известен уже с древнейших времен. Каримов говорит, что задача историков — воссоздание правдивой истории; люди должны знать историю; желание изучать свое прошлое — естественно; мы обладатели богатого культурного наследия, потомки великих исторических личностей, которыми по праву можем гордиться.

Знание истории помогает строить наше будущее, воспитывать гармонично развитую личность; осознать, что истинная ценность для народа — это независимость, без нее нет будущего, это естественная необходимость. Узбекистан — один из очагов древней цивилизации. Цивилизация — это относительно цельная система общественно-государственных связей и отношений, существующая в определенных исторических, пространственно-временных границах и обладающая устойчивыми особенностями.

Цивилизация — это устойчивая социосистема. В разных регионах мира цивилизация имеет свои особенности. Большие исторически сложившиеся общности. Примером локальной цивилизации является Средняя Азия.

Процесс формирования человека и развития первобытно — общинного строя во всех регионах, в том числе в Средней Азии, проходил несколько этапов. В основе данной периодизации лежит материал, из которого изготавливались орудия труда.

Наиболее длительным считается так называемый Каменный век, который делится на следующие этапы: Б Мезолит средне-каменный век 12 — 7 тыс. В Неолит ново-каменный век 6 — 4 тысячелетие до н.

Г энеолит медно-каменный век 4 — 3 тысячелетие до н. Д Эпоха бронзы 3 тыс. Е Раннежелезный век нач. Древние люди, заселившие территорию Узбекистана были в родстве с синантропами, населявшими Юго-восточную и Восточную Азию. Вот стоянки древних людей соответствующие данному периоду. Антропоиды жили в то время стадами, занимались охотой и собирательством. В условиях смены климата меняется вид антропоида.

Это - неандерталец появляется прямохождение, образуется центр речи в подкорке мозга. Археологические находки - грот Тешикташ, где были обнаружены останки неандертальского мальчика лет, около каменных орудий труда и останки костров. Вокруг умершего были воткнуты рога чёрных козлов, чтобы защитить умершего от злых духов на том свете.

Это свидетельствует о зарождении религиозных представлений у древних людей. Формируется человек современного типа - кроманьонец. Стоянки - Самарканд, Ферганская долина и долина реки Ангрен. Там найдены останки древних людей и более совершенное орудие труда, свидетельствующее об эволюции как самого человека изменился не только его внешний вид, но и появилась способность его к умозаключениям, обобщениям , так и образа его жизни - начали создаваться родовые общины, племена.

Люди стали заниматься коллективной охотой, строить жилища, изготавливать одежду из шкур животных. Появляется первое искусство - наскальные рисунки в ущелье Зараутсай. Известны такие поселения как Мачай, Обишир, Кушилиш. Как считают учёные, изменение климатических условий и животного мира экологический кризис заставили людей от малопроизводительной охоты перейти к поискам новых источников питания - к земледелию и скотоводству.

Для помощи в охоте стали приручать животных. Земледелие требовало оседлого образа жизни, скотоводы тоже исчерпали ресурсы пастбищ. Отсюда - переход к мотыжному земледелию. Известно более ста стоянок эпохи мезолита, обнаруженных в предгорных и горных районах Ферганской долины и юга Узбекистана.

Родовые общины и в этот период являются объединениями людей, проживающих на одной территории. Очень важный этап в развитии человека. Поселения первых земледельцев 6 - начала 5 тысячелетия до н. В период неолита происходят первое и второе общественное разделение труда.

Первое - выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда. Второе - выделение ремесла. Впоследствии происходит третье общественное разделение труда с появлением территориальных общин - новые специальности: С выделением социальных слоёв начинается социальное расслоение с присвоением лучших земель и пастбищ. В областях оседлого земледелия формируются крупные межобщинные объединения племена. Становятся частными военные столкновения между ними.

Период энеолита меднокаменный век - тыс. Вместе с общественным разделением труда и появлением ремесел идёт угасание матриархата. Родство стало вестись по отцовской линии. Наступает эпоха патриархата, формируется патриархальная семья. Обнаружено несколько поселений этой эпохи. Одно из них — поселение земледельцев в бассейне реки Зеравшан тысячелетия до н. Еще одно поселение земледельцев эпохи энеолита — около кишлака Саразм, недалеко от Пенджикента. Здесь найдены остатки многокомнатных домов, орудий труда, печи для плавки металлов.

Следы древних земледельческих поселений найдены также в нижнем течении Амударьи 2 тыс. В этот период большую роль в жизни людей начинает играть металл. Но месторождения его ограничены. Отсюда - более ожесточённые войны, растущая хаотичность, неупорядоченность в обществе.

Господство общинной собственности и уравнительного распределения начинают тормозить прогресс лучшие работники не имеют стимула к труду. Это стоянки - Джанбас - кале и в Хорезмской области.

Они свидетельствуют о распространении и развитии земледелия и скотоводства, о технических достижениях людей. Оружие в Средней Азии изготавливали из бронзы меди , а украшения - из золота. Была развита горная добыча меди, литейное производство, ювелирное дело. Развивалась ирригационная техника, искусственные каналы оросительной системы. Широко была развита внутренняя и внешняя торговля. Особенность социально-экономических отношений - это превращение в объект собственности рабов военнопленных и возникновение в Средней Азии патриархального рабства, характерного для древневосточных цивилизаций.

Это - стоянки в Хорезме, в правопобережье Амударьи святилище Айртам , в горной части Ферганской долины. В этой эпохе появляется новый пласт исторических источников - письменные источники. Появляются ахеменидские надписи, греко-римские источники VI - IV вв. Геродот, Страбон, Ктессий, Ксенофонт и др. Наличие городов и городской культуры является одним из признаков цивилизации и определенным шагом к развитию государственности. Важнейшие исторические памятники на территории Средней Азии.

Для изучения истории человечества, необходимо в самом ее начале определить первоистоки ее возникновения. Для этого необходимо изучить древнейшую историю человечества. Этим занимаются ученые различных отраслей наук: Первобытный строй — это самая первая эпоха в истории человечества, когда все орудия труда были общими, все трудились совместными усилиями и были равны.

В самом начале развития человечества происходит объединение древнейших людей в коллектив. Постепенно коллектив стал распадаться на группы по родственному признаку. История человечества включает следующие периоды: Он считается самым длительным из всех трех. В связи с чем, этот период, в свою очередь, делится на 3 этапа: Этот период характеризуется наличием древних стоянок антропоида — пещера Селенгур, которая располагалась в Ферганской долине.

Здесь были найдены плечевая кость, зубы, задняя часть черепа антропоида. Следы обитания антропоида также были найдены в Кульбуке близ Ангрена. Этому свидетельствуют найденные орудия и кости животных. Известно, что антропоиды жили стадами. В этот период меняется внешний образ антропоида. Его отличие от антропоида было наличие в мозгу речевых рецепторов.

Неандерталец изготавливал различные орудия труда, мастерил себе одежду из шкур, охотился на крупных животных. В районе Тешикташ были обнаружены останки неандертальского мальчика лет, около 30 каменных орудий труда и остатки костров.

В этот период зарождаются религиозные представления у древних людей. Представитель этого периода — кроманьонец. Следы его обитания — Самарканд, Ферганская долина и долина реки Ангрен. Раскопки свидетельствуют о наличии в этот период более усовершенствованных орудий труда, которые являются доказательством того, что шел процесс развития человека его эволюция. Менялась его внешность, появляется мышление, формируются родовые общины, племена.

Появляется первое искусство — наскальные рисунки в ущелье Зараутсай. В этот период происходит резкое изменение образа жизни людей: Появление мотыжного земледелия сыграло огромную роль в развитии человека. Потепление в климате дало возможность расширять территории своего обитания.

В эпоху мезолита существовало около стоянок в Ферганской долине и на юге Узбекистана. Переход к производящему хозяйству — земледелие, скотоводство.

Формируются оседлые поселения родовых общин. На территории Средней Азии в зависимости от природно-климатических условий и типов хозяйства выделяют 3 вида культур: В энеолит меднокаменный век — тыс.

Развивается поливное, орошаемое земледелие, скотоводство. Оседлые земледельческие поселения развиваются в предгорных районах и в дельтовых бассейнах больших рек Заманбаба в бассейне реки Зарафшан.

Население приаралья занимается разведением домашних животных лошади, коровы, овцы. Нехватка меди привела к войнам, господство общинной собственности тормозит прогресс. Происходит отделение скотоводства от земледелия первое общественное разделение труда , социальное расслоение общества общинники, воины, жрецы, вожди с присвоением земель, пастбищ; появление излишков — прибавочного продукта приводит к имущественному неравенству, развитию обмена между племенами.

Наступает патриархат, родство по мужской линии мужчина — добытчик, защитник, воин ; имеет место рабство. Во второй половине 3 тысячелетия до н.

Во 2 тысячелетии до н. Развиваются древнейшие городские центры Узункыр, Афросиаб. А также ахеменидские надписи VI — IV вв. Таким образом, древняя история Средней Азии говорит о том, что Узбекистан — это один из очагов древнейшей цивилизации на Востоке.

Зороастризм — это самая древняя религия, в основу которой положена вечная борьба добра и зла.

Тема: Шпоры по истории Узбекистана

Она не стала мировой, но оказала большое влияние на такие мировые религии, как буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Название религии идет от имени пророка Заратуштры. Свидетельства об оседлом земледельческом населении и о племенах, занимавшихся скотоводством, упоминание о вышеприведенной структуре общества позволяют предположить, что более приемлемой в определении хронологии "Авесты" является точка зрения, относящая "Авесту" к началу I тысячелетия до н. Именно в начале 1го тысячелетия до н.

Это следующие очаги культурной общности: Ферганский, Согдийский и др. Также Чачский — Ташкентский бурлюкская культура. Это были ранне городские организмы со сложной внутренней организацией, возникшие на базе осёдло-земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении.

Заратуштра - единственный основатель религии, который был сначала священнослужителем старой языческой, протозороастрийской культовой религии, а потом, после получения откровения от всевышнего — пророком монотеистического учения.

В свободном выборе между Добром и Злом активная роль отводится самому человеку. И поэтому во времена Заратуштры основной долг человека, этика его поведения сводилась не столько к молитвам и обрядам, сколько к справедливому образу жизни, выраженному в триаде: Согласно зороастризму огонь, земля, вода и воздух — священны и их нельзя смешивать с предметами, предс зло.

Дошедшая до нас Авеста состоит из книг: Кроме этого в Авесту входит ряд других разделов меньшего объёма и значения. Для историков бесценными являются сведения Авесты, характеризующие структуру авестийского общества и проблему древней государственности в регионе. Древнейшие части Авесты определяют структуру общества оседлых земледельческих племён начала 1го тысячелетия до н. Это — иерархическое общество с чётко выраженной соподчиненностью: По Авесте, можно охарактеризовать общественный строй на территории Ср.

Азии как переходный от первобытно общинного к классовому. Намечалось уже территориальное деление. Многие правители были фактически племенными вождями. Существовали и другие органы власти — народные собрания, и вероятно — советы старейшин. Наименьшей общественной ячейкой была патриархальная семья.

Существовали элементы патриархального рабства. Характеризуя Авесту в целом как единый исторический источник, можно отметить, что она содержит в себе обширный и разнообразный материал по истории самой древней монотеистической религии — зороастризму, которая на протяжении столетий воспитывала в своих приверженцах мужество, надежду на будущее и готовность творить добро.

Древнейшие государственные объединения на территории Средней Азии Древне-бактрийское царство, Большой Хорезм. Государство - это организация политической власти, признаками которой являются: Средняя Азия — часть древне-восточной цивилизации. Устоячивые признаки древне-восточной цивилизации: Стремление людей к чрезвычайной стабильности и традициям уважение старших, культ предков. В политическом устройстве — единовластие.

Государственная собственность на землю. В социальной жизни общества: Особенностью среднеазиатской государственности является то обстоятельство, что государства здесь появились ещё до возникновения классов и эксплуатации. Они сформировались как небольшие территориальные структурные единицы, представлявшие собой культурно-хозяйственные районы в древних земледельческих оазисах, размером в квадратных километров.

Ирригационные строительные работы требовали контроля. Это определяло у первых государств определённые функции: Кто-то эти функции должен был выполнять. В дальнейшем эти должности передавались определённым лицам в качестве традиции, потом они стали наследственными, затем были закреплены в правовых канонах. Члены общины вынуждены были подчиняться им в силу необходимости.

Характерной чертой такого общества было то, что существовавшие на низком уровне автономные и самоуправляемые общины не могли существовать без крепкой централизованной организующей власти. Перечисленные признаки вполне соответствовали функциям самых древних государственных образований в регионе. С конца III - середины II тысячелетий до н. Самые древние города в регионе насчитывают большое количество лет: Кизыл-тепа в Сурхандарье и Афрасиаб под Самаркандом , Хива, Ташкент, Самарканд - по Со второй половины II тысячелетия до н.

Главным для них была защита скота. Отсюда, военно-демократические функции этих объединений вожди выбирались, также, как и военачальники на время военных действий.

Специфика исторических процессов в Средней Азии на долгие времена заключалась в постоянном взаимодействии этих двух типов зарождающейся государственности. Это территория от северных границ современного Узбекистана до Сейстана Афганистана на юге и от Ферганской долины на востоке до западных границ современного Туркменистана. В него предположительно входили области: Бактрия, Согд, Маргиана и Парфия. В первой половине I тысячелетия до н.

Археологи считают, что атрибутами города являются: Он мог быть также ремесленно-хозяйственно-культурным центром. Во второй трети I тысячелетия до н. По свидетельству археологов, это государство включало в себя земли не только собственно Хорезма. Например, один из его центров распологался на месте городища Кюзелигыр.

Вокруг центров Хорезма были расположены земледельческие дома. Изделия хорезмских ремесленников были известны далеко за пределами Хорезма. Широко была развита торговля, в городах осуществлялось строительство. В Согде — поселения владения , гл. Наутака, Ксениппа, Паретака, Габаза, Бубакена.

Таким образом, территория нынешнего Узбекистана была заселена с самой глубокой древности. Самое древнее коренное население автохтонное население , по разным историческим источникам называлось: Завоевание Средней Азии Ахеменидами. Борьба против завоевателей вв. Ахемениды создают империю, в которую входят Мидия, Лидия и Вавилон. Кир, создатель персидской державы, подчинил в VI в. Между и годами до нэ он завоевал Парфию, Маргиану и Бактрию.

Массагетами правила тогда царица Tумарис. В борьбе с нею Кир потерпел поражение и погиб в бою. После Кира правил Дарий в г. Это народное восстание возглавлял Фрада гг до нэ. При подавлении восстания было убито более 55 тыс. О походе против саков-тиграхауда гг. Территория обширного ахеменидского государства делилась на области сатрапии возглавлявшимися сатрапами из персидской царской семьи.

Во главе каждого округа стоял военачальник, подчинявшийся царю. Широко была поставлена в Средней Азии международная торговля. Во времена Кира и Камбиса в Персеполе чеканили золотые монеты—дарики В Средней Азии в ходу было весовое золото. При последних ахеменидах среднеазиатские народы постоянно восставали против царского дома.

В результате, как сообщается в Бехистунской надписи от Ахеменидской державы отпала Бактрия. В битве при Гавгамеле Алеком Мак был разбит последний ахеменид—Дарий III. Господство персов в Средней Азии закончилось. Завоевание Средней Азии А.

Вы точно человек?

Его последствия 4 в. На территории Средней Азии войска АМ появились весной г. АМ присоединил к своим владениям Бактрию, славившуюся своей древней культурой. Сатрап Бактрии и Согда — Бесс был родом из ахеменидов перешел Амударью и скрылся в Согде. Бактрия была взята без труда.

АМ в гг до нэ переправился через Амударью. Алек перебросил часть войска из Кирополя к осажденной Мараканде, после чего Спитамен снял осаду и ушел в степи.

Вместе с дахами и местным населением он вновь осадил Мараканду. Алек двинулся к Мараканде. Спитамен снял осаду и ушел в район Бухары, а потом в пустыню. Преследуя Спитамена, Алек прошел через Зарафшан, а вернувшись назад, сжег все поселения, уничт ч-к. АМ решил совершить второй поход в Согд. В это время согдийцы подняли восстание против македонян. Алеку не удалось сломить сопротивления местного населения. Алек вынужден был прибегнуть к различного рода тактике: В резул Согд стал малонаселенным.

После военных действий против Согда АМ осенью гг до нэ в решающем сражении разбил Спитамена. Третий этап борьбы Алека с Согдом носит совершенно иной характер: Мак стал внедрять некоторые местные обычаи при своем дворе, отбирать местное население в армию, приближать его ко двору. Постепенно местная знать стала переходить на службу к Алек Македонскому. Покорив Согд, в г. АM направился в Индию. Так закончилось трехлетнее сопротивление Согда. Распространение античного стиля управления: АМ сохранил деление завоеванных им земель на сатрапии, во главе которых стояли сатрапы.

Они имели право чеканить монеты и привлекать в войска наемников. Сложная фискальная налоговая система: А в каждом сатрапии — таможня. Г налог с недвижимости. Развитие местной среднеазиатской государственности в в. Государство Кангха Кангюй II в. Это было крупное государственное образование, созданное кочевыми племенами. Период расцвета этого государства приходится на I в. В его состав в это время входила большая часть Среднеазиатского Междуречья, кроме Бактрии, территория по среднему и нижнему течению Сырдарьи.

Государство Кангха представляло собой государство-конфедерацию, в состав которого в I в. Одним из центров государства был Ташкентский оазис. Так как здесь была создана оседлая земледельческая и торгово-ремесленная основа кочевого государства. Социально—экономической основой Кангхи было соединение оседлого образа жизни с кочевым скотоводством.

Основой экономики являлось сельское хозяйство, где преобладало ирригационное земледелие. В конце I в. Широкое распространение получило садоводство и огородничество. Также большое значение в экономике имело скотоводство, которое поставляло сырье кожу, шерсть для ремесленного производства. Были развиты различные отрасли металлургического ремесла - кузнечное, металлообрабатывающее и ювелирное. Важное место занимало гончарное производство, прядильное и ткацкое, косторезное и деревообрабатывающее ремесло.

В Кангхе строили большие укрепления, цитадели, городские храмы, торговые и ремесленные кварталы. В государстве чеканились монеты. Экономическому процветанию государства способствовало развитие международной торговли. Для беспрепятственного и безопасного продвижения караванов на дорогах был установлен строгий порядок.

Независимый курс внешней политики Кангхи стал причиной войн с Китаем. Давань Паркан III в. Давань Паркан - это китайское Название Ферганы. Столицей государства был город Гуйшуань.

Во главе Давани стоял правитель, которого назначал и смещал совет старейшин. Население составляло несколько сот тысяч человек и проживало более чем в 70 больших и малых городах. Также возделывали рис и пшеницу.

Большое внимание уделяли коневодству. Здесь, в Давани, разводили коней особой породы, которых называли "небесными". Они стали причиной китайско-даваньской войны — гг. После ухода китайских войск наместник был свергнут, и на престол посажен ставленник ферганцев Чань-фынь, который взял на себя обязательство ежегодно отправлять в Китай двухлошадей небесной породы, а Давань осталась фактически независимым государством.

Между ней и Китаем были установлены регулярные дипломатические отношения. Китайцы вывозили из Давани виноград, семена люцерны и клевера. В свою очередь, население Ферганы научилось искусству изготовления сосудов из серебра и железа, а также и оружия из железа. Предположительно во II в. Давань прекратила своё существование. Роль Великого Шелкового пути в истории народов Средней Азии. На этом пути располагались крупные древние города — Сиан, Дун-хуан, Яркенд, Самарканд, Бухара, Мерв. Широкий размах международная торговля принимает в Кушанский период, что способствовало укреплению Великого шёлкового пути.

Этот путь обеспечивал установление политических и дипломатических связей, способствовал распространению религий, взаимопроникновению культур и ретрансляции технологических достижений. Средняя Азия сыграла значительную роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и восточной, являясь своеобразным проводником как той, так и другой стороны.

Вместе с тем функционирование Великого шёлкового пути во многом способствовало экономическому и культурному подъёму самой Средней Азии. Многие из караванов обходили стороной Мовароуннахр, проходя прямо к Волге севернее Каспия, а оттуда шли к Чёрному морю.

Амир Темур, ставший правителем Мовароуннахра и Хорасана в году, выступал за восстановление трасс Шёлкового пути через территорию Средней Азии. Караваны вновь взяли путь через Герат, Балх и Самарканд. Новый стимул получила караванная торговля с Китаем, другими государствами. Основная идея программы - показать, как наряду с войнами на протяжении многих столетий протекали процессы общения между странами и народами, а главными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен.

Кушанское царство вв. Социально-политическая, экономическая и культурная жизнь. При Канишке 78— гг. Он вступает в сношения, с Римом. Однако завоевательная деятельность кушанов привела к китайско-кушанской войне. Преемники Канишки продолжали политику Канишки. Частые и длительные войны увеличивали поток рабов-военнопленных.

Во времена Канишки было введено новое летосчисление 9счет со дня воцарения Канишки — с 78 г. Религия-буддизм со времен Канишки , зороастризм, элементы индийской, египет, иранских религий, появляется манихейство.

Эфталитское государство в Средней Азии вв. По историческим источникам в вв. Принадлежность их к какому-либо народу неизвестна. Племена эфталитов сначала основали в кон. Постепенно часть эфталитов продвигается на Запад, оседает в Бактрии и начинает завоевывать территории бывшего государства Кангюй 6в. Его правитель — Пероз г.

Для государства эфталитов характерно: Чеканили свою монету, верховная власть принадлежит царю эфтаналь. Эфталиты после завоевания городов перешли к оседлому образу жизни. А развитие ремесла и земледелия. Внешняя торговля благодаря Великому Шелковому Пути сохранилась.

Торговля особенно с Китаем импорт: В период эфталитов рабовладельческое общество начало разлагаться, появилась знать, которая овладевала землями. Стали создаваться предпосылки к созданию феодальных отношений. Эфталитское общество имело четкую имущественную дифференциацию. Тюркский каганат вв. Его роль в истории узбекского народа.

К середине VI в. После разгрома племени жужанов в серVI в. Центром Каганата был Алтай. Тюркский каганат достиг своего могущества. Пока Бумынь подчинял восточные земли, его брат Истеми стал объединять западные земли. Он захватил Семиречье, Восточный Туркестан, а затем столкнулся с эфталитским государством, которое включало Восточный Туркестан, Северную Индию и Среднюю Азию до Каспийского моря. После разгрома в — гг.

Поражение привело к упадку каганата и распаду его в х гг. Каганат в течение 30 лет находится в номинальной китайской зависимости. В конце VII в. При характеристике социально-экономической жизни в Западном каганате следует отметить, что народы его находились на разных ступенях развития: Передовой в культурном отношении была оседлая часть общества.

Кидеверы представляли главную силу формирующихся феодальных отношений. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве и на рудниках. Начал формироваться класс земледельческой аристократии — дехканы.

Кочевники — тюрки жили в степях в войлочных юртах. Они представляли собой семейные патриархальные общины, в которых назревало социальное расслоение. Каганат не был централизованным государством. В основе государственной системы был союз ряда владений ирано-язычных и тюрко-язычных племён. Во главе этого объединения стоял хакан, опирающийся на военно-административный аппарат управляющий на основе родоплеменных традиций. Западный каганат Средняя Азия включал в себя в основном области с оседлым населением.

Постепенно тюркские кочевники стали переходить к оседлому образу жизни, а в системе управления государством - к традициям оседлого среднеазиатского населения, господствовавшим в социально-политической жизни страны.

В начале VII века была проведена реформа в системе управления. В Среднеазиатском Междуречье было 9 самостоятельных владений - государств, во главе которых стояли самостоятельные правители. Главная задача правителей — выплачивать налог в казну и вовремя платить дань. Период тюркского каганата был относительно спокойным для средней Азии, велись лишь незначительные войны, принесшие упадок городов. Но торговля никогда не прекращалась.

Внутренняя и внешняя торговля были основным после земледелия занятием населения. Язык тюркского каганата был генетически близок языку эфталитов, и в 6 веке, он стал государственным языком каганата. В 7 веке было распространено согдийское и хорезмийское письмо. По-прежнему сохранялся плюрализм письма и религий. Тюрки исповедовали религию, близкую к зороастризму, изменив его согласно своим верованиям. В этот период возрастает роль согдийского письма, на его основе формируется уйгурская и тюркская письменности.

Влияние каганата на процесс формирования узбекского языка. Он означал принадлежность к державе, созданной тюрками. Население междуречья всё больше меняет образ жизни.

Многие из кочевых племен становятся оседлыми, осваивают культуру земледелия и ремесла. Постоянная ассимиляция коренного населения с новыми группами тюрко-язычных народов привела, во-первых, к процессу сближения языков, во-вторых, к сближению двух укладов хозяйства на единой крупной территории. На протяжении длительного периода, от 1го тысячелетия до н. Нужно отметить, что в период Тюркского каганата началось интенсивное проникновение тюркских племён вглубь среднеазиатского региона и процесс ассимиляции с местным населением, что, в свою очередь, наложило отпечаток на этническое формирование узбекского народа.

В каганате была широко развита торговля. А для этого необходима была широкая грамотность мальчиков в 5 лет обучали письму и счёту, а в 20 лет отправляли в другие страны учиться торговому делу. В целом, можно сказать, что при Тюркском каганате в Средней Азии был дан толчок в развитии феодализма, и торговля привела к усилению экономических, политических и культурных связей с другими государствами.

Завоевание Средней Азии арабами и его последствия вв. Из-за внутренней слабости и политико-экономической раздробленности эти страны они взяли практически сразу. В течение 15 лет они завоевали Иран. В Среднюю Азию арабов влекла богатая добыча.

На 1 этапе арабы ходили за Амударью с грабительскими целями. Арабы совершили 3 похода на Ср. Окончательно завоевание было завершено в 30х - 40х гг. Арабы за этот период попытались уничтожить местную культуру, духовную жизнь народа, местные языки и религии. Государственным языком стал арабский, государственной религией - ислам.

Причём, арабы видели в исламе силу, помогающую им объединить население завоёванных территорий. Поначалу распространение ислама шло с трудом. Население сельских местностей ему всячески сопротивлялось. Многие перешедшие на службу к арабам дехкане только делали вид, что приняли новую религию, а дома совершали зороастрийские обряды.

Более успешно шло внедрение ислама среди купцов, поскольку им были созданы все условия для торговли. Для более успешного распространения исламской религии арабы предоставляли льготы в налогооблажении населения.

Экономическая политика арабов легла тяжёлым бременем на население региона. Многочисленные и тяжёлые налоги привели в конечном результате к ухудшению жизни народа, к разорению среднеазиатских земель,к уничтожению культурных и духовных ценностей Средней Азии домусульманской эпохи. Всё это вызвало мощное антиарабское движение в регионе на протяжении всего VIII в. Самым крупным было восстание Муканны в 70х - 80 х гг. Последним восстанием в Согде было народное выступление против халифата под руководством Рафи ибн Лейса гг.

Оно было подавлено, после чего правители халифата пришли к выводу, что более целесообразно иметь в качестве наместников в восточных провинциях Средней Азии представителей местных династий. Это положило начало новой эре в истории среднеазиатской государственности. В течение вв. Арабы взимали большие налоги, что поднимало людей на новые и новые восстания, в результате чего Ср.

Азия считалась одной из самых ненадёжных окраин халифата. Вместе с военными отрядами шли проповедники ислама. Вместе с пропагандой ислама шло распространение арабского языка.

Большое значение арабы придавали постройке в завоёванных городах мечетей. В ряде случаев они даже не строили новых зданий, а приспосабливали под них зороастрийские. Борьба народов средней Азии против арабских завоевателей. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд.

Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий — гг. В период господства арабского Халифата основная масса согдийского населения должна была платить джизью подушную подать и харадж поземельный налог. В х—х годах VIII в.

Началом восстания принято считать г. Муканна объявил людям, что он действует от имени бога, который воплотился в нем Муканна направлял в разные области, главным образом в Мавераннахр, письма-послания с изложением свих проповедей.

Один из крупнейших центров восстания находился в окрестностях Бухары. На сторону восставших переходили один за другим мелкие города и села Кашкадарьи и Зарафшана. Большая же часть дехканской знати помогала арабским военачальникам в ликвидации движения Муканны. Арабы в период восстания стали покидать Мавераннахр. Большая группа беглецов появилась в Багдаде. События настолько обеспокоили аббасидского халифа ал-Махди, что он решил сам взять в свои руки руководство военными операциями против Муканны.

Муканна позвал на помощь тюрков. В апреле г. Начался второй этап борьбы. На втором этапе напуганная размахом согдийская знать перешла на сторону халифата.

Все защитники крепости были казнены. Сам Муканна покончил с собой. Оно продолжалось еще в течение лет. Последователи его учения ждали его, верили ему и вели проповедь вплоть до XII в. Несмотря на поражение, народное восстание имело огромное значение в истории Ср. Борьба, которую вели народные массы против Арабского халифата, являлась ярким примером мужества и свободолюбия народов Средней Азии.

Распространение религии ислам вв. Ташкент - столица исламской культуры. В 7 веке н. В это время появлялись искатели истинной религии — ханифы, выделялись пророки, хаби. Новую религию в Мекке начал проповедовать Мухаммед с года в возрасте 40 лет. Мухаммеда изгнали, но 15 июля года он возвратился в Медину, с этого дня начинается Хиджра — мусульманское летоисчисление.

На формирование ислама оказали влияние зороастризм, манихейство, буддизм, иудаизм, христианство. В году учение Мухаммеда были записаны в священную книгу — Коран. Основными постулатами ислама являются: Морально-этические обязанности в исламе: В году арабы захватили Мерв, а затем начали планомерное завоевание Средней Азии.

Они стали вводить ислам, объявляя все другие религии ложными. На населении лежали большие налоги харадж, джизья — для не мусульман, ушр — для мусульман. Арабы предоставляли поощрительные меры принявшим ислам льготы на налоги и ходившим в мечети денежное поощрение. Арабы строили мечети предварительно разрушив памятники культуры, храмы зороастрийцев, буддистов, христиан, уничтожив письменные источники, писания религий , в учебных заведениях читались лекции по вопросам мусульманского богословия.

Таким образом, в первой половине 8 века ислам внедрялся арабами насильно. Земельная аристократия делали вид, что приняли новую религию, но продолжали исповедовать зороастризм; купцы принимали ислам; а крестьянство сначала оказывало сопротивление. Династии Аббасидов особенно уделяла внимание распространению ислама через поощрения населения, рассказах о религии.

Во второй половине 8 века население начало воспринимать ислам, их притягивали нравственные аспекты религии. Так ислам утвердился в Средней Азии, проник в быт, в образ мышления населения, вписался в местные обычаи и традиции, воспитывая моральные, нравственные нормы, толерантность, влияя на менталитет народа. Через почти лет с возникновения самой молодой мировой религии ее исповедуют около 1 млрд. В Узбекистане в годы советского союза религия ушла в подполье, ислам исповедовался скрытно.

Но с х годов начался рост национального самосознания, религию стали исповедовать свободно. Вопросы восстановления исторической памяти народа и возрождения национального самосознания составляют основу политики нашего государства. Духовная жизнь народа отражена в религии. С самого начала государство установило определенные отношения с религией: Контроль деятельности религиозных организаций возложен на Комитет по делам религии при Кабинете Министров РУз. Таким образом, механизм реализации данной статьи Конституции и взаимоотношения нашего государства и религии развиты в данном законе, который закрепляет следующее: В году Ташкент объявлен Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры ISESCO столицей исламской культуры.

Объявление определенного города столицей исламской культуры способствует развитию культурных связей между странами, углубленному изучению научно-просветительского, историко-архитектурного наследия исламской культуры, его возрождению и пропаганде, активизации межрелигиозного диалога.

Этого высокого и почетного звания Ташкент удостоен за выдающиеся заслуги Узбекистана перед исламской культурой и наукой, сохранение памятников и дальнейшее обогащение исламского наследия. При выборе кандидатуры Ташкента ISESCO приняла во внимание, прежде всего политику руководства республики, направленную на возрождение культурных и духовных ценностей узбекского народа, а также предпринимаемые правительством Узбекистана меры по защите и бережному сохранению памятников исламской цивилизации.

Система управления, экономика и культура века. Пала власть тахиридов в Хорасане. Это создало благоприятные условия для усиления влияния Саманидов. Саманиды создали сильное централизованное государство со столицей в Бухаре.

Наиболее сильный из Саманидов — внук Асада — Исмаил Самани провел ряд административных реформ. Система управления заимствовалась у Арабского халифата, но добавились свои особенности: В областях эта власть дублировалась.

Во внутренней политике саманиды опирались на местные традиции: Города Мавераннахра благодаря развитию торговли стали торговыми центрами. Происходит подъем культурной жизни, названный периодом раннего ренессанса. Государство Караханидов вв. Социально-экономические отношения, система управления. Государство Караханидов не было централизованным. В государстве — удельная система управления территория делится на уделы, во главе — родственники. Но крестьяне оказывают сопротивление до г.

После этого Караханидов увеличилось вдвое. Правитель Караханидов — Талгач-хан, во главе улусов — илек-ханы.

История Узбекистана

В городах — хакимы, раисы. Илек-ханы опирались на мощную армию чиновников. Огромное влияние имело мусульманское духовенство.

Это вело к сепаратизму: Период правления Караханидов был новым этапом формирования узбекского народа. Шел процесс консолидации тюркских племен. На основе древнетюркского стал складываться узбекский язык, появилась письменная литература. Это свидетельствует о том, что в 11в. Государство Хорезмшахов 12 в. Общественно-политическая и экономическая жизнь. Хорезм позднее оказался в весьма благоприятном положении, так как находился на перекрестке торговых путей из Поволжья через Ср.

Азию в Монголию и Китай, с одной стороны, и в Иран - с другой. Столицей южного Хорезма стал г. Правитель Ургенча называл себя эмир, а южного Хорезма правитель называл себя хорезмшах. Был взят курс на усиление независимости и укрепление могущества. Успехи Хорезма вызывали зависть и ненависть Махмуда Газневи. Хорезм перестал существовать как самостоятельное гос-во, он вошел в состав Газневидского гос-ва. Однако под властью газневидов хорезм был недолго — до г.

На развалинах гаэневидского гос-ва создается империя сельджуков - группы туркменских тюрков. В году сельпжукский Султан Мелик Шах за хорошую службу награждает своего раба Ануш Тегина правителем Хорезма и дает ему титул хорезмшаха. Внук его - Атсыз - начинает вести борьбу за независимость от сельджукидов. Гос-во хорезмшахов при правлении Атсыза Для расширения своего влияния и превращения Хорезма в могущественное государство, Атсыз вел войну с кипчаками и туркменами без согласования своих действий с султаном сельджуков.

Астыз умер, успев присоединить к своим владениям Мерв и Мангышлак, подчинив своему влиянию соседних кочевников кипчаков и туркмен. Он решил проблему независимости и создал начало нового сильного государства на Востоке.

Расширение Хорезма также продолжили его сын и внук Текеш. Он создал большое государственное объединение. Возвышение Хорезмского государства во второй половине Х II — начале XIII веков Внук Атсыза Текеш предпринял ряд удачных походов: Мерв, в г. Весь Восточный Иран перешел в руки Текеша. Хорезм территориально увеличился в два раза. Текеш создал могущественное гос-во в Передней и Средней Азии.

Правил Текеш с по годы. Текеш создал сильное феодальное государство. Главным недостатком его политики было то, что он находился под огромным влиянием своей жены Туркан-хатун, кипчакской крови. Туркан-хатун стремилась взять в свои руки все государственное управление, и это позволяла тюркским военачальникам вмешиваться во внутренние дела Хорезма, что впоследствии привело к падению Хорезма при сыне Текеша хорезмшахе Мухаммеде.

Мухаммеду удалось завоевать всю Среднюю Азию. Укрепление государства Мухаддема-хорезмшаха приходится на начало 13в. Параллельно образуется на Востоке государство монголов. Главным ведомством политической системы государства хорезм-шахов была канцелярия, которую возглавлял визирь. Он отвечал за внутреннюю и внешнюю политику, за" сбор налогов и состояние казны.

Расходами двора занимался устаздар. При Текеше сложилась военно-феодальная организация государства. Была создана огромная наемная армия, хорошо обученная и вооруженная. Кроме неё, у хорезмшаха была личная гвардия. При завоевании новых территорий хорезмшах раздавал отличившимся воинам захваченные земли в качестве итка, введенное при караханидах сепаратизм.

Особенно покровительствовали хорезм-шахи развитиию торговли. Хорошо организованная охрана дорог и караванных путей стимулировала развитие внешней и внутренней торговли. Изделия хорезмских умельцев высоко ценились во всех уголках Востока. Хорезмшах Мухаммед мечтал о создании мировой империи. К году он стал правителем огромной империи, простиравшейся от Ирака до Индии и от Аральского моря до Индийского океана. Правители отдельных областей стремились к самоуправлению. Эти обстоятельства облегчили завоевание гос-во хорезмшахов монголами в годах.

Развитие науки и культуры в Средней Азии вв. Уже в IX веке в регионе политическая власть арабов несколько ослабевает. К правлению постепенно приходят местные династии. Принято считать, сто IX-XII столетия для Центральной Азии были периодом раннего ренессанса. Каковы же были факторы, способствовавшие взлету? Общественно-экономические интересы Средней Азии также диктовали потребность развития материальной и духовной культуры.

Создание здесь централизованных государств саманидов, караханидов и хорезмшахов породи условия для более интенсивного развития наук. Происходит расцвет зодчества строительство мечетей, медресе, мавзолеев, библиотек. Строятся в городах книжные базары, бани, караван-сараи по всему Великому шелковому пути. Исторические условия и факторы, давшие толчок развитию науки. Многие правители региона понимали значение знаний и создавали условия для развития науки и культуры, зачастую окружая себя просвещенными людьми, покровительствуя им.

В 9 — 10 веках наблюдается значительный подъем уровня культурной жизни, а Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв, Термез приобрели славу культурных центров. Так, Ибн-Сина пишет, что в Бухаре был прекрасный книжный базар, где он упил редкое сочинение ал-Тараби - комментарии к метафизике Аристотеля.

На богатом историческом фоне научные и культурные традиции, корни которых уходили в античность и в древние культуры Ср. Азии, в регионе стали возрождаться на новой социально экономической основе. Академия Маъмуна в Хорезме.

Её возрождение в наше время. В Хорезме на стыке Х-XI веков почти 17 лет правил образованный и культурный правитель - Абул Аббас Маъмун. Государь собирает вокруг себя выдающихся ученых из различных областей знаний и создает своеобразную "Академию наук".

Храм науки был создан в г. В этом научном центре велись исследования по математике, астрономии, медицине, правоведению, истории, философии, литературе. Шпоры экономика и финансы Причем во второй половине ХХ в.

СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана , более положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Скачать Скачать документ Читать online Читать online. Шпоры к ГОСУ по мировой экономике Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан , Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Армения В рез-те вслед за Японией в Шпоры на ГОСэкзамен МГУП, ФКДиР, отд.

И история книгопечатания на Руси неразрывно связаны. В — гг. История Белоруссии шпоры Поэтому все последующее развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, ее Такие же постановления были приняты парламентами Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана.

Этим было положено начало распада СССР. Нужна качественная работа без плагиата? Другие ответы на вопросы по истории. Не нашел материала для курсовой или диплома? Наш проект для тех, кому интересно, для тех, кто учится, и для тех, кто действительно нуждается!

Карта сайта

61 62 63 64 65 66 67 68 69 Смотрите также: